Театр «На Литейном»
Режиссер Клим
Герои спектакля легко, без усилий включаются в игровую стихию как в один из возможных способов жизнестояния. Здесь все ведут игру, в конечном счете понимая тщету усилий переиграть неизбежность.
Отец с дочерью играют «грубый театр», в котором словесные перебранки на грани цинического плохо маскируют нежную, обреченную привязанность друг к другу одиноких душ.
Пасынки уходящего века. № 12

Клим строит медленный театр. Исходный уровень — неподвижность и тишина. Детали театрального текста заметны. Стук геодезической линейки, падение бутылки кажутся резкими эффектами. В переход по сцене, в изменение света можно вглядеться, а тембры актерских голосов имеют значение (лениво-хрипловатый, наигранно вульгарный у Джози — Ольги Самошиной; неожиданно глубокий, музыкально-меланхолический, совсем не такой, как в «Оборванце», у Тайрона — Михаила Разумовского во втором действии).
Актеры Клима говорят то ясно, то совсем тихо, явно не ориентируясь на зрителей и часто поворачиваясь к ним спиной. Некоторые реплики и даже целые монологи, часто важные, совсем не как в обычном театре, пробалтываются, пролетают — ритмично, без нажима, ближе к житейскому трепу. Разговор без четко прочерченного сюжета строится повторами, кольцами. Интонации нерезкие, с мягко размытыми концами фраз. Все между прочим, проходное, мимо, пустяки, рваные фразы невпопад — и изредка, вдруг, только на мгновение, точно друг другу, глаза в глаза, пойманное и услышанное слово и единство. Ходят, ходят, не смотря друг на друга, перекликаются через огромную сцену, связанные безошибочным контактом, и только в редкие моменты останавливаются, замыкаясь на партнере. Не объясняются, не произносят выстраданные речи, зато молча, кажется, по-настоящему думают, слушают, общаются, ждут, оценивают. И всё — легко.
В «Луне» будто все время ходят вокруг главного предмета разговоров и отношений, а он невысказанно присутствует в мыслях. Построение действия — музыкальное, независимо от того, сопровождает ли его музыка как таковая. Длинные паузы рифмуются с акцентами, поворотами и замедлениями действия.
О’Клим на Литейном. № 12
Комментарии (0)