
В литовском спектакле «Там быть тут» тот же Хармс — другой. Тут не про клоунов. Хотя местами страшно смешно, и тоже есть своя эксцентрика. Но что-то главное в строении спектакля, его поэтике и философии имеет другую природу. Здесь взгляд на Хармса послебеккеттовского театра. Реалий еще меньше, чем в литературном тексте, и естественно, что бытовые детали, через шестьдесят лет, на другом языке и в другой культуре должны выглядеть остраненно. Связь с психологией человека в любом понимании — относительна. Тут другой мир, с другой логикой, или мир без логики вообще, но со своей механикой и разрушительной энергией. В нем действуют бесы, вселившиеся в марионеток, которые начинают иногда вести себя почти как люди.
<…>

Совсем не парадоксально, что прочтенный современными глазами сценарий комедии масок оказался самым злободневным спектаклем фестиваля. «Любовь к трем апельсинам» К.Гоцци — в основе иронического обозрения, полного реалий послесоветского коммерческого быта. Спектакль режиссера Эльмо Нюганена (театр «Угала», Эстония) построен на монтаже театральных трюков и шуток, допускает импровизации в тексте, действии и даже синхронном переводе, невозможен без прямого общения со зрителями. Сюжет о принце, страдающем ипохондрией, оказался перспективной схемой: нарочно не придумаешь. В тоску вгоняет окружающая жизнь.
<…>
Если бы фестиваля «Балтийский дом» не было, его надо было бы выдумать. Театральные культуры стран Балтии хорошо известны, а Петербург — самый большой город на Балтийском море.
Незнакомые хозяева Балтийского дома. № 4.
Комментарии (0)