
Когда в одной комнате собирается больше одного режиссера — это уже победа... Редактор Е.Третьякова ведет с режиссерами Г. Козловым и А. Праудиным беседы о «большом стиле»
К читателям и коллегам. № 16
КЛЯТВА ГИППОКРАТА (К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ)
Середина лета. Жара. Пустой город. Время летних отпусков. Заканчивая номер в июльской духоте, я все время спрашиваю себя: зачем? Почему, пока где-то плещутся озера и шумит лес, мы сидим на каменной Фонтанке и в тридцатиградусной жаре «затыкаем дырки» и «подбираем хвосты» ушедшего сезона?! «Что, по большому счету, случится, если у вас не будет рецензии на „Годунова“ и материалов по периферийным спектаклям? Не будет — и не будет! Вы никому ничего не должны!» — говорят друзья. И вообще, писать нужно про то, про что просит душа, причем сильно просит. Правильно! Но, думаю я, не только у врачей существует клятва Гиппократа. У театральных критиков она тоже существует. И велит отражать неслучайное. И театральный процесс — процесс естественной, реальной жизни — имеет полное право требовать от тебя, как от врача, диагноза. Что у этого сезона с сердцем? А что с головой? Тем более — мы, самые неимущие, никогда ничего не имевшие, — остались ЕДИНСТВЕННЫМ ТОЛСТЫМ ТЕАТРАЛЬНЫМ ЖУРНАЛОМ во всей России. Может быть, возродится журнал «Театр», может быть, произойдет еще что-то, но сезон 1998/99 войдет в историю театра как сезон, когда «Петербургский театральный журнал» должен был в какой-то степени взять на себя функции российского (следующий наш номер, дай Бог, будет «Путешествием из Петербурга в Москву»). То, что почти все журналы (кроме «Театральной жизни» с неясными творческо-экономическими критериями) «умерли, как от какой-то холеры-морбус» (Белинский), а мы еще живы, зафиксировал состоявшийся в марте в Москве Всероссийский театральный форум. В этом сезоне журнал вышел три раза (№ 15, 16, 17). Такого, пожалуй, в нашей истории еще не бывало. Это ровно ничего не значит — судьба следующего номера опять не ясна (если кто-то думает, что у нас появились деньги, — он ошибается. Мы по-прежнему на паперти и ищем деньги на каждую книжку, хотя после Форума нам чуть-чуть помогли, благодаря чему вы держите в руках № 18-19). К тому же журнал стал толще. Петербургская театральная жизнь так уплотнилась, что нам никак не удается вернуться к прежним объемам, журнал «пухнет»: масса актерских имен, значительных спектаклей, след от которых хочется оставить на страницах. <…> Это был сезон, когда на страницы «Петербургского театрального журнала» вошла (или вышла?) целая новая группа молодых критиков. Как когда-то (собственно, ровно десять лет назад) в студенческом журнале «Представление», а потом на страницах «Петербургского театрального журнала» формировались имена Л.Попова, И.Бойковой, Н.Маркарян, Д.Крижанской, Е.Тропп, Е.Вестергольм, М.Заболотней, Л.Шитенбург, входивших в профессию, в критику единой группой, так теперь, спустя десять лет, надеюсь, возникнут и окрепнут имена Е. Гороховской, Е. Строгалевой, А. Касумовой, К. Матвиенко, Ю. Акимовой, О. Токрановой и некоторых других, прячущихся пока за псевдонимами (как прятались за них в молодости и вышеперечисленные критики). У каждого племени «младого, незнакомого» — свои черты. У наших нынешних молодых авторов нет пафоса отрицания, нет (иногда жаль, что нет!) фельетонного пафоса и увлечения формой. Это вполне «классическое» поколение, у которого есть не только любовь к театру, но ощущение его близости. Хорошо это или плохо — не знаю, жизнь покажет, но они хотят любить то, о чем пишут, и склонны верить в профессию. Такой вот гуманистический ХIХ век. За ним наступит другой. Говорят, ХХI… Мы по-прежнему верим в непредсказуемую сюжетность жизни.Июль 1999 г.
Комментарии (0)