«Белый Театр».
Режиссер Роман Смирнов

Теперь вот — «ЖенитьбаГоголя», в одно слово. Как строчка из школьной хрестоматии, как вопрос в экзаменационном билете: театральные слова-неразлучники. Как «ЧайкаЧехова» или «ГамлетШекспира».
Роман Смирнов не вытягивает экзаменационный билет, он ставит, строго говоря, не пьесу. Пьеса в его спектакле разлетается в пух и прах. Он ее «расщепляет», разбивает, как колоду карт, и собирает вместе с актерами новый пасьянс. Его спектакль — театральное сочинение на тему знаменитейшей пьесы русского классического репертуара, структура которой рушится на наших глазах и тут же нарождается заново.
<…>
При этом спектакль не несет в себе хулиганской энергии разрушения. Более нежное и почтительное отношение к Гоголю трудно вообразить. Женитьба, как известно, — событие, которое не произошло. Фантом, мираж, сон. Мало сказать, что режиссер чувствует фантасмагорическую природу гоголевской поэтики каждой клеткой спектакля, — он знает, как ЭТО сценически выразить. Он помещает историю в сновиденческое пространство: кажется, герои окликают друг друга из космической тьмы.
Кажется, что Капелюш ворожит среду спектакля, ткет ее на каком-то невидимом станке, подобно героине М. Солопченко в «ЖенитьбеГоголя». Воздух укрощенных им сценических пространств, давно забывших о сопротивлении, наполнен звуками и шепотами, полутонами и мистическими настроениями. Его декорации звучат. В них легко передать сон, что и делается в «Старосветских помещиках». Никто не умеет так воплотить зыбкое, находящееся за гранью разумного, непознаваемого, подсознательное. Много лет назад он зарабатывал на жизнь, а заодно удовлетворял творческий голод, придумыванием пластических объектов, напоминающих какие-то странные деревянные игрушки с неясным, неузнаваемым сюжетом.
Комментарии (0)