БДТ им. А. Г. Товстоногова
Режиссер Адольф Шапиро
В его «Саду» с замедленным ритмом и частыми паузами есть какое-то свободное внутреннее пространство, в которое въезжаешь со своими сегодняшними ощущениями и предчувствиями. Именно своими. Согласно возрасту и настроению. И если в
71-м году между персонажами и залом была какая-то «печальная независимость», то сегодня Шапиро все-таки чертит круг. Не утверждая, что мы — это они, а как бы говоря: и мы, и они. Не клеймя и не сожалея, а вот так вот — молчаливо констатируя, спокойно наблюдая, выделяя взглядом только Лопахина и теплея при появлении Фирса. Шапиро оставляет персонажам зрительного зала возможность самим найти свое место в созданном им пространстве и резко вздрогнуть при звуке упавшей бадьи (или лопнувшей струны). На выбор. Если захочется.

«Вишневый сад» в БДТ, «спектакль без свойств», как выразился один из критиков, имеет, тем не менее, одно несомненное свойство: он позволяет интерпретировать себя в художественном и житейском направлениях.
<…>
…Зная БДТ и его актеров, можно предположить, что Шапиро поставил спектакль… о БДТ. Ведь что такое Большой драматический как не старая усадьба, знаменитая своим «вишневым садом», занесенным в энциклопедии русской жизни, а теперь оставшаяся без хозяев, с одними воспоминаниями (вон мама в белом платье…). Здесь служит дому Фирс — Евгений Лебедев, помнящий, как на балах прежде танцевали бароны да генералы и как птица кричала перед несчастьем — перед волей… Здесь говорливый спикер Гаев — Олег Басилашвили, «депутат от либералов», не в силах хоть как-то предотвратить гибель сада… Здесь не хозяйкой — грубиянка Раневская — Светлана Крючкова… И что-то делает, как-то сохраняет этот мир, строя сегодня времянки и не видя ничего в завтрашнем дне, потому что и впрямь ничего не видно— новый хозяин здешних мест, Лопахин — Андрей Толубеев…
Адольф Шапиро. Думаю, в труппе БДТ есть еще много способных и талантливых людей.
Но для меня совершенным открытием стала личность Кирилла Юрьевича Лаврова. Я думаю, что он один из немногих людей, которые остро чувствуют положение дел в театре. Мне очень понравились интеллигентность, отсутствие чиновнического тона, элегантность, с которыми он руководит Большим драматическим театром. И он не просто чувствует положение дел, но и предпринимает конкретные шаги: даже и мое приглашение — свидетельство тому, что он ищет какие-то возможности дальнейшего пути театра. Но это сложно. Тут много «поправочных коэффициентов» идет на обстоятельства, на корни, которые в театре есть. Мне кажется, что в ситуации с БДТ сегодня заложена некая драма. Театр хочет сохранить то, что было, и темперамент актеров направлен на сохранение. А темперамент должен быть направлен на создание совершенно нового.
Комментарии (0)