Театр «Особняк».
Режиссер Виктор Тереля
Примерно год назад Виктор Тереля вдруг снова активно возник в петербургском театральном пространстве. Закончив режиссерский курс у Васильева, он опять стал актером МДТ. Но не эта, уже отработанная, роль теперь ведет его по жизни. В.Тереля до хрипа и срыва связок, «не щадя живота», внедряет у нас идею театра Слова, внушенную Учителем, пытаясь организовать в Петербурге место под названием «Салон г-на Диалог», где бы игрались, звучали, обсуждались, соединяя людей, великие тексты цивилизации — трактаты, статьи, эссе, в общем, интеллектуальные песни о главном и глобальном. Ощущение, что вспаханную Додиным почву Васильев засеял семенами мировой культуры и они взрастают так активно, как бывает только на грузинской и украинской земле. Кажется (видимо, это действительно так), что в Школе драматического искусства Виктору Тереле «открылась бездна, звезд полна» — и сочинения великих, от Платона и Беккета до Дидро и Уайльда, стали для него настольными и органически необходимыми.
Главная идея такого театра — не приспособление великих, сияющих в культурном космосе, к бренному ощущению себя в сегодняшнем дне (движение вниз), а восторг постижения Мысли, запечатленной в Слове (движение вверх).
То есть, я не знаю, как формулирует это окончательно сам В.Тереля, это я так понимаю его намерения, исходя из коротких встреч на петербургских перекрестках и из спектакля «Парадокс об актере».
Темперамент, с каким трактаты были представлены публике, был достоин протеста против красного террора на Дону и Школы Васильева, мистически соединившейся на брегах Невы со Школой Додина в парадоксальной судьбе Виктора Терели. Эмоция восторга перед великими текстами, открывающими свои богатства, вела двух сильных и умных артистов. Это было азартно, увлекательно, по-режиссерски иронично и вспоминается уже после, когда жара спала. Все время хочется снять с полки книгу и перечесть. Дидро и Уайльд будут теперь некоторое время звучать голосами и представляться лицами Терели и Девотченко…
Комментарии (0)