Московский ТЮЗ
Режиссер Генриетта Яновская

«Иванов и другие» — спектакль привлекательный и опасный для критика. Проще всего, округлив глаза, перечислять знаки режиссерского своеволия на территории Чехова: всяких там чужих Пищиков и Прохожих напустила, они на роликах ездят, Сарра с мячом на бревне балансирует, а Иванов и вовсе подтягивается на перекладине и вниз головой повисает… В результате таких описей и может остаться только гром и фейерверк, блестки, клоунада и штучки. Только ведь все «эффекты», которыми «Иванов» оснащен с лихвой, не для демонстрации неистощимой фантазии постановщика нам предъявлены. Яновская ставила (и ставила долго, подробно, тщательно) большой спектакль, он таким и получился — «сложносочиненным», многоуровневым, развернутым в ширину и глубину.
И пытаясь воспринять спектакль в объеме задуманного жанра, можно и в таком картинном уходе Иванова, в пируэте на ролике, когда он оборачивается Прохожим (и фуражечка белая вспоминается, и люмпеновский плащ с надорванным карманом), именно в этом исчезновении шутовском услыхать трагические звуки всех лопнувших струн. Дымок от хлопушки, погасший бенгальский огонь. Выстрел? Лопнула склянка с эфиром. Дело в том, что Николай Алексеевич застрелился.
Reflexio: другие и Иванов. № 5
Комментарии (0)