Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

«КНЯЗЬ ИГОРЬ»

Мариинский театр.
Режиссер Георгий Исаакян

Завершу обзор сезона самой шумной, вызывающей, шокирующей постановкой театра. Это «Князь Игорь» А. Бородина с дополнениями второго половецкого акта и музыкальной редактурой композитора Ю. Фалика в режиссуре Г. Исаакяна и сценографией Ю. Харикова. <…> Исключительно декоративным способом в спектакле сопоставлены день и ночь, простота и пряность, горизонталь и вертикаль. Мир, заполненный надутыми балками, бревнами, запорошенный перьями, будто опавшими с чьих-то крыльев, — и мир очищенного пустого пространства, погруженного в ночь. Драмы и страсти в этом глобальном измерении почти потеряли черты конкретики, выступив более всего от имени собственно оперных форм — арий, дуэтов, хоров. Половецкие пляски, поставленные еще М. Фокиным в незапамятные времена, сменив исторические одежды участников на космические из «Звездных войн», превратили давний хореографический рисунок в новейший, будто сочиненный сегодня. Я не предрекаю этому «Князю Игорю» долгую сценическую жизнь. Многолетие — удел «Мазепы», «Силы судьбы» в их традиционном сценическом платье вечного ХIХ века. Только вот значение этой вечности и вечного же ей вызова — в пользу последнего. Значение «Игоря» — в движении вперед, в новом витке театрального самосознания. Оперный театр в нашем отечестве вообще существует за счет канонов прошлых столетий, а живет и развивается благодаря их разрушению.

«Пустое пространство» Мариинской оперы. № 15

Спектакль Г. Исаакяна «Князь Игорь» словно поставлен на Путилина. В этом спектакле воспет патриотизм русской оперы, подвиг на благо Родины: режиссер не пародирует эти понятия, а возвращает им исконно высокое значение. В пространстве этого спектакля стиль старой доброй оперы интерпретирован как символ вечных ценностей русского искусства. <…>
Путилин—Игорь существует на сцене, согласно эстетике спектакля: он, современный человек, в пространстве оперной условности поет о высоте человеческого духа. В роли Игоря Путилин отнюдь не кажется искусственным: он реализует сценически тип идеального героя. Спектакль — о том, каким должен быть человек. <…> Игорь Путилина суров, когда призывает на войну; величествен, когда благословляет народ; сдержанно-нежен, когда прощается с женой. В половецком акте эпическая торжественность внутреннего и внешнего рисунка сменяется порывистыми жестами жаждущего свободы князя. Динамика переживаний воплощена прежде всего, как всегда у Путилина, в интонационной драматургии роли, тембровых красках голоса.

Николай Путилин. № 16

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.