АБДТ им. Г.Товстоногова.
Режиссер Эльмо Нюганен

Хотя со времени «Розенкранца и Гильденстерна» Стоппард посерьезнел (значит, поскучнел), он в традиции парадокса. Его «Аркадия» — это сложение очень разговорчивого Бернарда Шоу и очень остроумного Оскара Уайльда, а также вычитание собственного абсурда. И вместо него — сюрприз от салонной комедии.
<…>
Стоппард и БДТ принесли равновесие. Немаловажно, что психологический общий знаменатель «Пианолы» (где все герои были вариациями одной-единственной мелодии) сменился вполне традиционным коллективом персонажей, которые приближены к амплуа. «Аркадия», повторю, напомнила о «Пиквикском клубе», сделанном по впечатлениям Товстоногова от любимого мхатовского спектакля юности.
<…>
«Аркадия» держится на историческом софизме: человеческие мысли так же не пропадают, как и охотничьи книги. Что-нибудь в этом роде может вдохновить равно мыслителя, писателя, учителя и театрального режиссера, независимо от того, насколько такое суждение связано со сценической материей. Так и соединились эфемерный драматизм и театральная яркость. В «Аркадии» возник актерский ансамбль, который нисколько не вредит интеллектуальной мечтательности режиссера.
Баланс эпох, зримо представленный на сцене, — сокровенный факт современного сознания, а не интеллектуальная конструкция. Тем и ценен спектакль Большого драматического, потому и занял сразу свою нишу в петербургском драматическом репертуаре.
Сергей Юрский. БДТ все делает правильно, кроме того печального факта, до некоторого времени меня мучившего, что он просто состарился, этот театр. Геронтологически. Но теперь, увидев столь мной любимый спектакль «Аркадия», я понимаю, что есть следующее поколение. Взятое из разных театров да еще с режиссером, забежавшим первый раз. Но там все дышит — и это Гогин дух.
<…>
Для меня они все там молодые, кроме Алисы и Толубеева. Замечательное поколение людей, которые могут интеллектуально играть на сцене. Замечательно! Это для меня большая радость.
Марина Дмитревская. А что хорошего вы видели за последнее время?
Наталья Тенякова. «Аркадию». За последнее время я видела «Аркадию». Культурно, умно. А говорят как! И БДТ старым повеяло. Нет, правда, это так. И это последнее, что я видела в Москве. От них, от актеров, шло такое приятное волнение. Я-то, слава Богу, вижу, как они волнуются!
М.Д. Что такое для вас вообще — театр? И что — жизнь?
Н.Т. Театр лучше жизни, потому что там очень мало циничных людей. Практически нет. Даже в церкви не все верующие, а в театре есть вера. Все верят. Конечно, в театре тебя кто-то поцелует: «Здравствуй, друг!» — а через минуту отвернется и скажет про тебя: «У, не могу!» Но все равно во всех театральных людях есть вера, надежда и любовь. И ожидание чуда. И оно происходит. Это мы брюзжим, а когда открывается занавеска!..
Алиса Фрейндлих. На курсах Зона были не одни потенциальные звезды, но все, кого он учил, стали высокими профессионалами. Он считал, что талант от Бога, его надо только угадать и направить по верному пути. Но при всех обстоятельствах, при любом уровне дарования, необходимо то, что требуют и другие профессии, — ремесло. Ему Зон учил железно. У него как будто был точно написанный задачник работы над ролью и над собой. Опорой, наверное, была система Станиславского, потому что, будучи в молодости режиссером-формалистом, он успел у К.С. на репетициях посидеть и по-настоящему уверовал в систему. Из нее он и выработал свой «задачник». Что такое держать ритм, что такое первый и второй план, что — «курсив» и что «мелкий шрифт»…
Надо всеми, кто имеет с ней дело, «Аркадия» раскрывает некий «купол». Это пьеса — мир, зона, в котором можно жить, совершая по отношению к этому миру некие духовные усилия как к Миру вообще. Не направленные в момент премьеры по жестким режиссерским «коридорам», а только спровоцированные Нюганеном, актеры БДТ от спектакля к спектаклю должны были освоить пространство «Аркадии», совершая усилия, в чем-то адекватные усилиям персонажей пеьсы.
Комментарии (0)