Театр «Фарсы».
Режиссер В. Крамер

Отечественный огород темными бороздами лег на огромную сцену «Балтдома» в спектакле Виктора Крамера «Село Степанчиково». Поле, русское поле… В первом акте гряды-борозды лежат вдоль, во втором — поперек. Что вдоль, что поперек — как говорится, «одна Караганда» или какой другой населенный пункт бескрайнего российского огорода. На рыхлых грядках можно уснуть и видеть сны, между ними легко расставить стулья для вечернего чаепития и всеобщего любования Фомой. Через эти мягкие борозды с редкими кустиками неясных растений скачут, бегают персонажи Достоевского — все эти Генеральши, Настеньки, Видоплясовы, Татьяны Ивановны, приживалки, помещики, похожие на обезумевших куропаток и вальдшнепов, вспугнутых гуманистическими эскападами интеллигента-разночинца Фомы Фомича (С.Бызгу). Он ушел, как видно, в народ, а попал в очередную палату всеобщего российского сумасшедшего дома, где он становится лечащим врачом.
<…>
Вспаханная и незасеянная земля ждет всходов — и всходит милыми, обаятельными придурками. У каждого — свой сдвиг, своя гротесковая фикс-идея, а все вместе — уютный российский мир всеобщего идиотизма, которому маленький интеллигент Фома пытается привить желание духовных усилий.
С игривого затакта — велопробега по полю — начинается крамеровская феерия и скачет в колючем, джазовом ритме, будто нарочно спотыкаясь при подходящем случае. Собственно, и история строится как череда «случаев», препятствующих плавному передвижению героев по жизни. Одна комическая ситуация растет как снежный ком, подталкивает другую, и так дальше — «вдоль по Питерской», по грядкам с фантасмагорическими репками.
Комментарии (0)