Театр оперы и балета им. М. Мусоргского.
Балетмейстер Н. Боярчиков

Обращение к Гете — шаг закономерный и в определенном смысле итоговый. Имею в виду не столько художественный метод хореографа, сколько непредвиденный поворот его излюбленной темы. Эта неотступная тема — зло в человеческой душе и в мире, его неодолимость и разрушительная мощь. «Закадровый» герой, шествуя из балета в балет, наконец-то обрел плоть и собственное имя — Мефистофель, а в придачу объект для манипуляций — Фауста. Впервые в литературном театре Боярчикова злое начало, разгульно хозяйничая на протяжении спектакля, в итоге терпит фиаско. Пусть, заключив сделку с дьяволом, Фауст наделал немало бед и настрадался сам. Он сохранил в себе живую душу, а потому обрел и то, чего эта душа алкала, — веру в людей и знание «конечной мудрости земной». И если бы балетный Фауст вдруг заговорил, он произнес бы знаменитое: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Об этом — финальная сцена балета, почти «дословно» повторяющая сцену Пролога.
Комментарии (0)