
Среди множества летних европейских фестивалей, рождение которых в конце ХХ века носило характер эпидемии, Зальцбургский и Байрейтский продолжают оставаться самыми заметными. И дело не только в их возрасте (Байрейт отмечает в этом году 127 лет фестивалю, Зальцбург — 81). Оба они возникли как воплощение национальной идеи в процессе поиска национальной самоидентификации немецкого и австрийского народов и за минувшие десятилетия смогли сохранить главенствующую роль в культурной истории своих стран. Возвышения и падения в истории двух фестивалей редко совпадали по времени. Но нынешний год крепко связал их: два важнейших культурных форума Европы вписали этим летом последние страницы очередных глав своей истории. В Байрейте заканчивается полувековое правление внука композитора Вольфганга Вагнера, самого одиозного и консервативного из нынешних фестивальных интендантов. Ожидание перестройки носит подчеркнуто болезненный характер, ведь на его место претендуют сразу несколько представителей вагнеровского семейного клана. И от того, кто именно будет диктовать новую художественную политику фестиваля, зависит, насколько радикальными будут реформы.
В Зальцбурге лебединую песнь «пропоет» художественный руководитель фестиваля Жерар Мортье, совершивший революцию на берегах Зальцаха. Имя его «сменщика» уже известно (композитор Петер Ружичка), и многих сторонников реформ Мортье теперь волнует другой вопрос: сможет ли новый интендант сохранить театральный радикализм, который за последние десять лет прославил главный австрийский фестиваль.
Комментарии (0)