Петербургский театральный журнал
16+

«АРКАДИЯ»

АБДТ им. Г.Товстоногова.
Режиссер Эльмо Нюганен

Хотя со времени «Розенкранца и Гильденстерна» Стоппард посерьезнел (значит, поскучнел), он в традиции парадокса. Его «Аркадия» — это сложение очень разговорчивого Бернарда Шоу и очень остроумного Оскара Уайльда, а также вычитание собственного абсурда. И вместо него — сюрприз от салонной комедии. <…> Стоппард и БДТ принесли равновесие. Немаловажно, что психологический общий знаменатель «Пианолы» (где все герои были вариациями одной-единственной мелодии) сменился вполне традиционным коллективом персонажей, которые приближены к амплуа. «Аркадия», повторю, напомнила о «Пиквикском клубе», сделанном по впечатлениям Товстоногова от любимого мхатовского спектакля юности. <…> «Аркадия» держится на историческом софизме: человеческие мысли так же не пропадают, как и охотничьи книги. Что-нибудь в этом роде может вдохновить равно мыслителя, писателя, учителя и театрального режиссера, независимо от того, насколько такое суждение связано со сценической материей. Так и соединились эфемерный драматизм и театральная яркость. В «Аркадии» возник актерский ансамбль, который нисколько не вредит интеллектуальной мечтательности режиссера.

№ 15

Баланс эпох, зримо представленный на сцене, — сокровенный факт современного сознания, а не интеллектуальная конструкция. Тем и ценен спектакль Большого драматического, потому и занял сразу свою нишу в петербургском драматическом репертуаре.

Своя «нота». № 15

Сергей Юрский. БДТ все делает правильно, кроме того печального факта, до некоторого времени меня мучившего, что он просто состарился, этот театр. Геронтологически. Но теперь, увидев столь мной любимый спектакль «Аркадия», я понимаю, что есть следующее поколение. Взятое из разных театров да еще с режиссером, забежавшим первый раз. Но там все дышит — и это Гогин дух. <…> Для меня они все там молодые, кроме Алисы и Толубеева. Замечательное поколение людей, которые могут интеллектуально играть на сцене. Замечательно! Это для меня большая радость.

Сергей Юрский: «Есть только вопрос сил» (беседу ведет Марина Дмитревская). № 16

Марина Дмитревская. А что хорошего вы видели за последнее время? Наталья Тенякова. «Аркадию». За последнее время я видела «Аркадию». Культурно, умно. А говорят как! И БДТ старым повеяло. Нет, правда, это так. И это последнее, что я видела в Москве. От них, от актеров, шло такое приятное волнение. Я-то, слава Богу, вижу, как они волнуются! М.Д. Что такое для вас вообще — театр? И что — жизнь? Н.Т. Театр лучше жизни, потому что там очень мало циничных людей. Практически нет. Даже в церкви не все верующие, а в театре есть вера. Все верят. Конечно, в театре тебя кто-то поцелует: «Здравствуй, друг!» — а через минуту отвернется и скажет про тебя: «У, не могу!» Но все равно во всех театральных людях есть вера, надежда и любовь. И ожидание чуда. И оно происходит. Это мы брюзжим, а когда открывается занавеска!..

Наталья Тенякова: «Ничего не скажу. Не предам ничего» (беседу ведет Марина Дмитревская). № 16

Алиса Фрейндлих. На курсах Зона были не одни потенциальные звезды, но все, кого он учил, стали высокими профессионалами. Он считал, что талант от Бога, его надо только угадать и направить по верному пути. Но при всех обстоятельствах, при любом уровне дарования, необходимо то, что требуют и другие профессии, — ремесло. Ему Зон учил железно. У него как будто был точно написанный задачник работы над ролью и над собой. Опорой, наверное, была система Станиславского, потому что, будучи в молодости режиссером-формалистом, он успел у К.С. на репетициях посидеть и по-настоящему уверовал в систему. Из нее он и выработал свой «задачник». Что такое держать ритм, что такое первый и второй план, что — «курсив» и что «мелкий шрифт»…

…Потому что она — Алиса (беседу с Алисой Фрейндлих ведет Марина Дмитревская). № 16

Надо всеми, кто имеет с ней дело, «Аркадия» раскрывает некий «купол». Это пьеса — мир, зона, в котором можно жить, совершая по отношению к этому миру некие духовные усилия как к Миру вообще. Не направленные в момент премьеры по жестким режиссерским «коридорам», а только спровоцированные Нюганеном, актеры БДТ от спектакля к спектаклю должны были освоить пространство «Аркадии», совершая усилия, в чем-то адекватные усилиям персонажей пеьсы.

Марина Дмитревская. Изобретение любви (молодая режиссура ставит Стоппарда), № 17

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.