
КОМУ НУЖНЫ ТЕАТРОВЕДЫ?

Теперь много умных людей сидит и думает, как в ситуации «подполья» сохранить профессию, как обмануть «Болонью», как мимикрировать под госстандартный маразм, не утратив того, что накоплено и работает много десятилетий. Это, по сути, гуманитарная катастрофа, не удивительная, впрочем, для дичающей страны.
«МГНОВЕНИЕ ДЛИТСЯ ВЕЧНОСТЬ» М. КАРБАУСКИСА В РАМТЕ

Карбаускиса словно приговорили к Смерти. Он всегда ставит о смерти — это основополагающая тема его творчества, магистральная линия сюжетов его спектаклей, и все это уже стало аксиомой: жизнь в его театре — всего лишь переходная форма существования.
«ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА» Е. МАРЧЕЛЛИ В ЯРОСЛАВЛЕ

Как проще всего сказать, про что спектакль Марчелли? Про женщину. Женщи ну, показанную со стороны, глазами мужчины, темную, пугающую, манящую. Про «id», поглотившее «я», про «либидо», вырвавшееся на свободу, губительное как для окружающих, так и для его носителя.
«ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ» И «ИЮЛЬ» И. ВЫРЫПАЕВА В ТЕАТРАХ ПЕТЕРБУРГА
Поставить Ивана Вырыпаева — значит не только «поставить» на верную лошадку, но и взять материал, который действительно дает возможность для круга интерпретаций, решения новых задач.
«МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ» В ТЕАТРАХ ПЕТЕРБУРГА

Герои Арбузова не обустраивают жизнь, а, скорее, стараются от ее обустройства, ее тишайшего, баюкающего течения убежать, скрыться, отмахнуться. Такая манера поведения, глубина чувствования, такого рода наивность и прекраснодушие — свойства века минувшего, а не нынешнего.
«РЫЖИЙ» В «МАСТЕРСКОЙ П. ФОМЕНКО»

Если знать интонацию и нутро поэзии Рыжего, то сомнений в верности принципиального и жалостливого взгляда «фоменок» на те «баснословные года» не останется.
ЛАБОРАТОРИЯ «ON.ТЕАТР» — 2010

Проблемы возникали острые. Недоделанные пьесы встречались с малоумеющими режиссерами, да еще стремящимися на большую сцену. На материале новых пьес нам показывали старый театр, но ведь и сами новые пьесы не делают театру новых предложений.
СПЕКТАКЛИ МАСТЕРСКОЙ В. М. ФИЛЬШТИНСКОГО

В Мастерской В. М. Фильштинского каждое поколение учится немного иначе, чем предыдущее. Конечно, остается без изменений путь от этюдов к свободному, живому, подробному, от первого лица, существованию в любой драматической реальности.
«КЬОДЖИНСКИЕ ПЕРЕПАЛКИ» В МАСТЕРСКОЙ Г. ДИТЯТКОВСКОГО

Почти неореалистическую жизнь Дитятковский очистил от крепкой простонародности, зато приправил текст итальянскими словечками-междометиями вроде «a punto!» или «que merabilia!», стилизовал костюмы — чулки, льняные юбки, нарукавники словно списаны со старых гравюр.
«КАРТА МЕСТНОСТИ»

Через театр показать контекст. Общее состояние сегодняшнего времени. Ведь до возникновения театра, город — не город вовсе, а село. Театр в этом смысле — градообразующее предприятие. Первопроходцы «Карты местности» рисуют свои города абсолютно по-разному.
«ЗАПАХ ТЕАТРА»
Пытаясь сделать так, чтобы память заговорила, мы задали режиссерам, актерам и критикам один и тот же вопрос. Попросили их вспомнить запах слова «театр». Это вопрос, уводящий в детство.
ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ
Классический текст за живое не задевает. Он только передает нам уже известные культурные коды, заученные, ставшие традиционными смыслы, привычные и удобные, понятные и комфортные. Он может обновить эмоции, нарастить их. Он подтверждает то, что уже есть внутри нас.

Учрежден
6 июля 1992 года
УЧРЕДИТЕЛИ
АНО «Петербургский театральный журнал»
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»
ИЗДАТЕЛЬ
АНО «Петербургский театральный журнал»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская
НАД НОМЕРОМ РАБОТАЛИ
Светлана Щагина, Надежда Стоева
при участии Оксаны Кушляевой,
Софьи Козич, Ольги Каммари
РЕДАКЦИЯ
Мария
Смирнова-Несвицкая,
Елена Третьякова,
Евгения Тропп,
Людмила Филатова
литературный редактор
Елена Миненко
ответственный секретарь
Надежда Стоева
макет, обработка иллюстраций
Юкка Малека
исполнительный директор
Мария Левская
бухгалтер
Елена Зуева
администраторы
Анна Боброва,
Никита Деньгин
веб-мастер сайта
Александр Гребеньков
модераторы сайта
Светлана Щагина
(блог),
Елена Вольгуст («Пресса»),
Екатерина Гороховская («Биржа»)
АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс 8 (812) 579-67-73
ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru
При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна
Рукописи не рецензируются
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС78-9097Р от 11 апреля 2008 г.
ISSN 0869-8198
Цена свободная
© «Петербургский театральный журнал»
№ 3 [61] 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Светлана Щагина
ПРО ИДЕАЛЬНЫЙ НОМЕР -
Марина Дмитревская
В ОЖИДАНИИ ТЕАТРА - ПОСЛЕДНИЕ
-
Анастасия Арефьева
КОМУ НУЖНЫ ТЕАТРОВЕДЫ? -
Алексей Бартошевич, Юрий Барбой, Инна Соловьева, Николай Песочинский, Видас Силюнас, Павел Руднев, Анна Степанова, Елена Горфункель, Марина Дмитревская
КОМУ НУЖНЫ ТЕАТРОВЕДЫ? - ПРОЦЕСС
-
Владислава Куприна
МГНОВЕНИЕ ДЛИТСЯ ВЕЧНОСТЬ
«Ничья длится мгновение» М. Карбаускиса в РАМТе -
Татьяна Джурова
ОДЕРЖИМОСТЬ
О спектакле «Екатерина Ивановна» Евгения Марчелли в театре им. Федора Волкова -
Елена Строгалева
ИЮНЬСКИЕ ЗАМЕТКИ О ДРАМАТУРГИИ ИВАНА ВЫРЫПАЕВА
О спектаклях «Валентинов день» Алексея Янковского и «Июль» Дмитрия Волкострелова -
Яна Глембоцкая
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО БИСЕРА…
«Танец Дели» С. Афанасьева в Новосибирском Городском театре -
Светлана Щагина
МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
«Мой бедный Марат» А. Прикотенко в «Приюте Комедианта» и Е. Семенова в БДТ -
Мария Сизова
ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ
«America 2» П. Шерешевского в Театре им. Ленсовета -
Анастасия Арефьева
О ГРАНЯХ ДОКУМЕНТАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ
«Смерть жирафа» Д. Крымова. -
Александра Дунаева
«ПОВЕРНИ ГОСПОДИ КОЛЕЮ ЖИВОТА МОЕГО»
«СиНфония № 2» А. Савчука в театре «Lusores» -
Борис Павлович
НАШИ В ДУБЛИНЕ
«Улисс» Е. Каменьковича в театре «Мастерская П. Фоменко» -
Светлана Щагина
КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ
«Рыжий» Ю. Буторина в театре «Мастерская П. Фоменко» -
Людмила Филатова
ОБОРОТНИ БЕЗ ПОГОН
«Священная книга оборотня» А. Вартаньян и Ю. Лейкина в «Таком Театре» -
Наталья Бондаренко
НЕЛЮБОВЬ
«Почти рай» Ю. Паниной в «Особняке» -
Александра Дунаева
«Я НЕ БЫЛ МЕРТВ, И ЖИВ Я НЕ БЫЛ ТОЖЕ»
Штрихи к творческому портрету Максима Диденко - ON.ТЕАТР
-
Марина Дмитревская
Марина Дмитревская о лаборатории «ON.Театр» -
Светлана Щагина
ПРЯМО ПО ТЕКСТУ
«Запертая дверь» Д. Волкострелова -
Софья Козич
БОГ МОЖЕТ ВСЕ. ДАЖЕ ЕСТЬ ЧИЗКЕЙКИ
«У ковчега в восемь» Е. Гороховской -
Ольга Каммари
БЕЗБОЛЕЗНЕННЫЙ ПСИХОЗ
«Психоз 4.48» С. Хомченкова -
Светлана Щагина
ВОЕННЫЕ ПОТЕРИ
«Война молдаван за картонную коробку» Г. Цнобиладзе -
Софья Козич
НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ РЕКА?
«Далеко» М. Александровой -
Надежда Стоева
СВОИМ ГОЛОСОМ
«Лиса и виноград» А. Корионова, «Энергичные люди» Д. Шибаева, «Смерть Тарелкина» М. Нецветаевой -
Ольга Каммари
МИФ О МУЖЧИНЕ И ЖЕНЩИНЕ
«Пять вечеров» А. Трусова -
Софья Козич
ВАМПИЛОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УСЛОВНОГО ТЕАТРА
«Прошлым летом в Чулимске» В. Люненко -
Марина Дмитревская
НЕ СОГЛАСНА
О товстоноговской части лаборатории -
ON.TEATР. ОТРЫВКИ ИТОГОВОГО РАЗГОВОРА
О. Лоевский, М. Дмитревская, Г. Стрелков, А. Могучий, Г. Цнобиладзе, Д. Замиралов, Е. Максимова, С. Александровский, Д. Волкострелов, П. Ивановский -
Оксана Кушляева
ОБ ИСКЛЮЧЕНИЯХ ИЗ ПРАВИЛ
«Прекрасное Далёко» К. Митрофановой, «Где-то и около» и «Блондинка» Е. Максимовой - КУРСОВАЯ ЖИЗНЬ
-
Николай Песочинский
ВЫПУСК-2011 В ИГРЕ
О мастерской В. М. Фильштинского -
Надежда Стоева
В ОТСУТСТВИЕ СЛОВ
«Гамлет. Начало» в мастерской В. М. Фильштинского (СПбГАТИ) -
Ася Волошина
МРАК КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ
«Мрак» Е. Урбаньски -
Елена Мамчур
КЬОДЖИНСКИЕ ИГРЫ
«Кьоджинские перепалки» в мастерской Г. И. Дитятковского (СПбГАТИ) -
Мария Смирнова-Несвицкая
БОЛЕЗНИ РОСТА
«Кафе, или Безумный день одного влюбленного бармена» в мастерской Р. Р. Кудашова (СПбГАТИ) - ФЕСТИВАЛИ
-
Мария Бошакова, Татьяна Джурова
БТР. АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ
О фестивале студенческих спектаклей в Ярославле -
Галина Брандт
ПЛАМЯ «КОЛЯДА-PLAYS»
О фестивале «Коляда — Plays» в Екатеринбурге -
Наталья Бондаренко
«НАДО ИЗОБРАЖАТЬ ЖИЗНЬ НЕ ТАКОЮ...»
«Донка» Д. Ф. Паски в Театро Сунил (Лугано, Шейцария) -
Оксана Кушляева, Софья Козич
ВЕЩИЕ ЛИ СНЫ У КЛОУНОВ?
«Corteo» Д. Ф. Паски в Цирке дю Солей -
Ольга Тотухова
ИНТРАДАНС. THE TRUE STORY
О фестивале современного танца «Интраданс» в Москве - КАРТА МЕСТНОСТИ
-
Марина Дмитревская, Олег Лоевский
ЗА ЧЕМ МОЛОДОМУ РЕЖИССЕРУ ЕХАТЬ В ПРОВИНЦИЮ? -
Борис Павлович
«ТАК-ТО ДА»
Киров -
Елена Вольгуст
МАРШАКЗОН
Тбилиси -
Любовь Мульменко
ТРЕУГОЛЬНАЯ ПЕРМЬ. ГОРОД ДЛЯ ДЕЛА -
Марина Дмитревская
ТАКАЯ ЛЮБОВЬ
Вологда - ДЕТСКИЙ МИР
-
ЗАПАХ СЛОВА «ТЕАТР»
Р. Габриазде, С. Дрейден, Клим, Д. Егоров, К. Богомолов, А. Бартошевич, К. Серебренников, К. Гинкас, Г. Бызгу, В. Гаевский, С. Женовач, Е. Тропп, В. Золотарь, Е. Каменькович, Г. Яновская, А. Корионов, О. Лоевский, В. Мирзоев -
Оксана Кушляева
ИГРЫ ВЗАПРАВДУ
О лаборатории РАМТа «Молодые режиссеры — детям» -
Ольга Булгакова
НЫНЧЕ ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ МАРМЕЛАД
«Лафкадио» С. Ивановой в театре «Будильник» (Москва) - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
-
Елена Шварц
ДЕВОЧКА СО СТА СОРОКА ВОСЕМЬЮ РОДИНКАМИ - ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ
- МИХАИЛ ПАВЛОВСКИЙ, ФОТОГРАФ
- ДАРЬЯ ПИЧУГИНА, ФОТОГРАФ
- СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
-
Павел Руднев
ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ -
Мария Сизова, Светлана Щагина
ЮРИЙ КЛАВДИЕВ: «Я СЕЙЧАС АЗБУКУ ПРОХОЖУ»
Беседу ведут Мария Сизова и Светлана Щагина -
Софья Козич
КАК ПИСАТЬ ПОСЛЕ БЕККЕТА ВО ФРАНЦИИ? -
Софья Козич
НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ ФРАНЦУЗСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
Беседа с Жан-Полем Тибода -
Борис Павлович
УТКОНОС МАРТЫНОВ, ИЛИ В ОЖИДАНИИ НОВОГО ПАЛЕОЛИТА
Беседа с Владимиром Мартыновым - ПАМЯТИ
-
Никита Деньгин, Марина Дмитревская
ПАМЯТИ АСИИ УСМАНОВОЙ - НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ ПЕТЕРБУРГА
- К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ — 2
-
Елена Горфункель
ДОМ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ -
Ася Волошина
МАСТЕРСКАЯ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ
комментарии