
К ВОПРОСУ О РУССКОМ
О двуединстве «родного» и «вселенского» в народной культуре красноречиво свидетельствуют самоназвания европейских народов: старая добрая Англия, прекрасная Франция, ученая Германия, благородная Испания, святая Русь.
АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ В СПЕКТАКЛЕ «ОСКАР И РОЗОВАЯ ДАМА»

Алиса Фрейндлих сделала невозможное. Она прошла сквозь время и ничего не потеряла из дара. Значит, это возможно. Значит, человек способен стоять на своем, как Александрийский столп. Нравственный, всеми ощущаемый смысл спектакля, помимо того, о чем рассказывает нам по ходу действия Фрейндлих, — еще и в ней, в ней самой.
«НА ДНЕ» В НЕБОЛЬШОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

Спектакль «На дне» прорывается за щадящую границу художественного восприятия. Режиссер нарушает принятую сегодня (а вообще исторически подвижную) степень условности и артистического оформления грубого материала жизни.
ВОЛОДИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»

Володин, конечно, идеализировал человека, но не сильно, потому что в его время людей можно было не преображать, а только типизировать. Он в 60—70-е годы был более богат счастливыми, хорошими впечатлениями от людей. Это происходило и благодаря его характеру,такому отзывчивому, любящему. Трудно сейчас представить такого человека, как Володин. Ему просто не выжить в современных условиях. Его сочтут блаженным, дурачком или вообще не заметят.
«ОСЕНЬ МОЕЙ ВЕСНЫ»

Он действительно привез «Осень», но отобрав ее у нас и сделав личной собственностью: «Осень моей весны» значилось на входе, что отметало любые посягательства и подтверждало опасения — там, за дверью, другой спектакль.
ТЕАТР ПЕТЕРА КОНВИЧНОГО
Театр Конвичного узнаваем, странен и порой фантасмагоричен; это пространство для свободного полета творческого воображения. После постановки в Большом «Летучего голландца» театр Конвичного пришел и к нам, в Россию.
БАЛЕТНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ПЕТЕРБУРГА

Удивительным выдался месяц октябрь в нашем скудном на новинки балете — одна за другой три премьеры: «Мусагет» Бориса Эйфмана, «Ромео и Джульетта» Юрия Петухова (театр «Хореографические миниатюры») и «Распутин» Георгия Ковтуна, сделанный для Фаруха Рузиматова с труппой национального Русского балета «Возрождение».
ЧЕТЫРЕ «ЦАРСКИЕ НЕВЕСТЫ»

Практически всем операм Римского-Корсакова сопутствовало непонимание, причем непонимание действенное. Полемика вокруг «Царской невесты» развернулась еще в то время, когда Николай Андреевич не успел закончить партитуру.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Марина Дмитревская
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - В ЭМПИРЕЯХ
-
Нина Шалимова
ДУХ ВРЕМЕНИ И СЦЕНА ДРАМАТИЧЕСКАЯ
К вопросу о русском - ПРЕМЬЕРЫ
-
Татьяна Москвина
«НЕОБХОДИМЫЙ СТЕРЖЕНЬ МИРОЗДАНЬЯ…»
Нечто про Алису Фрейндлих и нас, ее зрителей -
Николай Песочинский
НЕБОЛЬШОЙ ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ
«На дне» Л. Эренбурга в Небольшом драматическом театре -
Лев Эренбург
О ЗАМЫСЛЕ
«На дне» Л. Эренбурга в Небольшом драматическом театре -
Людмила Филатова
КОНЧЕН БАЛ
«До свиданья, Золушка!» А. Праудина на Экспериментальной сцене «Балтийского дома» -
Анатолий Праудин
О ЗАМЫСЛЕ
«До свидания, Золушка!» на Экспериментальной сцене А. Праудина -
Марина Дмитревская
О СПЕКТАКЛЕ
«До свидания, Золушка!» на Экспериментальной сцене А. Праудина -
Мария Смирнова-Несвицкая
АНАТОМИЯ АНАТОЛЯ
«Анатоль» О. Рыбкина в ТЮЗе им. А. Брянцева -
Юрий Чирва
КЛУБНИЧНОЕ МОРОЖЕНОЕ, или ЗАЧЕМ СТРАДАТЬ, О ЧЕМ ТУЖИТЬ?
«Екатерина Ивановна» Н. Пинигина в АБДТ им. Г. А. Товстоногова -
Николай Пинигин
О ЗАМЫСЛЕ
«Екатерина Ивановна» Н. Пинигина в АБДТ им. Г. А. Товстоногова -
Евгений Бабушкин
АНТИГОНА ЭДИПОВНА
«Антигона» Андрей Прикотенко в Театре на Литейном -
Андрей Прикотенко
О ЗАМЫСЛЕ
«Антигона» Андрей Прикотенко в Театре на Литейном -
Елена Миненко
ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ?..
«А-ка-кий» Георга Васильева в театре «Комедианты». -
Кристина Матвиенко
ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ
«Шинель» В. Фокина в театре «Современник» -
Марина Дмитревская
ДЕ-ДЕ… ПА!
«Па-де-де» С. Говорухина в театре «Школа современной пьесы» (Москва) -
Александра Лаврова
СЮЖЕТ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
«Ромео и Джульетта» Р. Стуруа в «Новом Глобусе» (Москва) и О. Ольшанской в Театре драмы им. А. Савина (Лысьва) -
Лев Закс
ЛЮДИ LUDENS, ИЛИ «CТОЛЬ СТРАННОЙ СВАДЬБЫ СВЕТ ЕЩЕ НЕ ЗНАЛ»
«Укрощение строптивой» В. Золотаря в Екатеринбургском ТЮЗе -
Ольга Скорочкина
ТЕАТР ПО ИНТЕРНЕТУ: ВОЛШЕБНАЯ КАМЕРА ИЛИ ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ? -
Надежда Таршис
ОМСКИЕ ВСТРЕЧИ МОЛОДЫХ ТЕАТРОВ -
Татьяна Ратобыльская
ВОЛОДИН И ВОЛОДИНСКОЕ -
И ЭТО ВСЕ О НЕМ
Разговоры о Володине -
Борис Тух
СКАНДИНАВСКАЯ ПРОЗА И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ -
Майя Праматарова
КАК ЕМУ НЕ ПЛЫТЬ... - НОРА
-
Арина Шепелёва
В ОЖИДАНИИ РЕЗО -
Николай Боровков
НА ВЕРШИНЕ - PERSONALIA
-
Наталья Заякина
«НЗ» - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
-
Роман Рудица
СКВОЗЬ МОИ ДНИ... -
Юрий Александров
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ О «ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЕ» И НЕ ТОЛЬКО... -
Елена Третьякова
МАСКИ, ЛИКИ, ЛИЦА...
«Поругание Лукреции» Ю. Александрова в «Санктъ-Петербургъ Опере» -
Роман Рудица
ИТАЛЬЯНСКАЯ ВЕСТЬ... -
Ольга Розанова
ТРИ ПРЕМЬЕРЫ - ТЕАТР КОНВИЧНОГО
-
Гюляра Садых-заде
ПРОСТО СЛУШАТЬ ВЕТЕР... -
Кристина Матвиенко
ДОН КАРЛОС
«Дон Карлос» П. Конвичного в Wiener Staatsоper -
Елена Третьякова
«ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА» - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
-
Галина Титова
МЕЙЕРХОЛЬД И КОМИССАРЖЕВСКАЯ:
МОДЕРН НА ПУТИ К УСЛОВНОМУ ТЕАТРУ -
Богдан Коженевский
ПОСЕЩЕНИЕ - ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ
-
Елена Третьякова
ТЕАТР — ЛЮДИ, ГОДЫ, ЖИЗНЬ...
О книге «Художники сцены» -
Ольга Скорочкина
ВОЗВРАЩЕНИЕ К «СВОИМ»
О книге «Олег Борисов: Иное измерение» - ХРОНИКА
-
Карина Бржезинская
ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЛЮДИ
«В гостях у порока» П. Шерешевского. Совместный проект «Балтийского дома» и Открытого театра (Осло, Норвегия) -
Людмила Филатова
МОРЕ УХОДИТ СПАТЬ
«Все было бы иначе...» Т. Бариновой
в Музее им. Ф. М. Достоевского -
Надежда Таршис
В ФОКУСЕ ДРАМЫ
«Фокусник из Люблина» А. Нордштрема
в театре им. Ленсовета -
Людмила Филатова
МНОГОТОЧИЯ
«Очарованный апрель» В. Койфмана
в Театре Сатиры на Васильевском -
Мария Смирнова-Несвицкая
УРОК НЕДЕЯНИЯ
«Дао-Дэ-цзин» А. Слюсарчука
в театре «Особняк» -
П. Т.
ЛЮБОВЬ ЗЛА
«Медея». А. Утеганова
в Молодежном театре на Фонтанке -
Елена Борисова
УБЛАЖИЛИ
«Блажь». И. Коняева
в Малом драматическом театре -
Евгений Бабушкин
ПРИНЦЕССА И НИЩИЙ
«Иоланта» А. Петрова в театре «Зазеркалье» -
Мария Смирнова-Несвицкая
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА
«Сказка о принце Тамино и волшебной флейте» С. Озерской в Детской Филармонии -
Ольга Немчикова, Анна Константинова
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ -
Виктория Аминова
КАК Я БЫЛА ЧЛЕНОМ ЖЮРИ
Заметки о 4 Международном Конкурсе самостоятельных режиссерских работ -
Елена Луцкая
ДАЙТЕ ДОПИСАТЬ РОМАН
ДО ПОСЛЕДНЕГО ЛИСТОЧКА
«Роман без ремарок» Г. Шапошникова в Театре Наций -
Елена Третьякова
ДНИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
комментарии