
В прошлом номере журнала мы начали раздел, посвященный негосударственным театрам — тем, которые интересно и творчески работают за пределами центральной «театральной площади», отделенные неким виртуальным забором от имперских фасадов театральных академий.
И будто в ответ на нашу рубрику возникает новый театр — ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ». ОН ОТКРЫЛСЯ В СЕНТЯБРЕ 2010 ГОДА НА МАЛОЙ СЦЕНЕ БДТ И С СЕРЕДИНЫ ОКТЯБРЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ В ПОСТОЯННОМ ПОМЕЩЕНИИ НА НАРОДНОЙ УЛ., 1 — там, где раньше находился театр «Буфф».
Теперь, проезжая через мост Володарского, петербуржцы видят рекламу: «V TEATRE KOZLOV.NET». Почему? Потому что этот молодой театр возник на основе курса Григория Козлова — ныне не только профессора, но и художественного руководителя молодого театра.
В прошлых номерах мы не раз писали об этом курсе.
Но о них писали не только мы.

Татьяна Москвина (Тоска по областной судьбе // Pulse. 2010)
На курсе заслуженного деятеля искусств России Григория Козлова 24 артиста, шесть режиссеров и с десяток работ по Шекспиру, Куприну, Вампилову и, конечно, Достоевскому — любимейшему автору мастера. Самый сильный и популярный «Идиот. Возвращение. Четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина» — спектакль длинный, четырехчасовой, живой и цельный. <…> Благодаря близости зрителей к игровому пространству можно увидеть малейшую реакцию актеров, услышать их дыхание и насладиться их упоением от игры. <…> Все действие находишься в напряжении и выдыхаешь лишь по окончании — спектакль дивный.Анастасия Ким. (Быть ли «Идиоту»: студенты мастерской Григория Козлова представили свою версию романа // РБК daily. 2010. 21 мая )
Есть работы просто точные, есть сильные, есть поразительные. 12 лет в Петербурге существует независимая актерская премия имени Владислава Стржельчика, жюри — вдова актера Людмила Шувалова, Алиса Фрейндлих и Кирилл Лавров, которого теперь сменил Олег Басилашвили. Премию присуждали и маститым актерам, и совсем молодым, но такого еще не было: в этом году авторитетнейший триумвират отдал ее трем студентам — исполнителям (в очередь) роли Мышкина. Так-то! <…> Главное — есть целое. Без всяких эффектов, без декораций (немного мебели, одна белая занавеска), при минимуме постановочных режиссерских приемов вырастает и дышит Достоевский. За двухлетнюю работу над спектаклем… роман вполне размят и присвоен, и совсем нет того, что делает невыносимыми буквально все сериалы по русской классике, когда слова XIX века произносятся с мелодикой и фонетикой сегодняшней плебейской речи. <…> У Козлова студенты на сцене излучают такую витальность, такую энергию счастливой экзистенции быть молодым, сильным, красивым, темпераментным, талантливым, что не остается сомнений: эти цветы распускаются только от любви и бережности.Дмитрий Циликин (Убить нельзя родиться // Время новостей. 2010. 12 марта)
На сцене Учебного театра Григорий Козлов поставил со своими студентами «Женитьбу Бальзаминова» («За чем пойдешь, то и найдешь»). Спектакль получился поэтический и очень интимный. Хотя комедийное в нем весьма рельефно. <…> Но сквозь фарс светится необъяснимая лирика: главный цвет спектакля — белый, музыка — Шопен, а березовые жерди, на которых висят банные веники и домотканые половики, эта ясная метафора нехитрой замоскворецкой жизни, настойчиво формируют нежный и чистый образ березовой рощи. И называется спектакль: «Грезы любви. Страдания юного Бальзаминова». <…> И получается, что Бальзаминов — не что иное, как парафраз образа князя Мышкина (его и играет Максим Студеновский, тот из трех козловских Мышкиных, у которого ярче, чем у других, звучала тема болезни); что спивающаяся Бальзаминова, которая вместо чая втихаря потягивает из чайничка спиртное и говорит перекошенным старческим ртом, — фигура почти трагическая, и «Женитьба Бальзаминова» оказывается драмой несбывшихся надежд — драмой мечты не сбывающейся и несбыточной.Инна Скляревская (Страдания юного Бальзаминова // Империя драмы. 2010. № 35)
На днях пятый курс Григория Козлова отыграл свои дипломные спектакли «Идиот» и «Старший сын» — на малую сцену Театральной академии набралось столько народу, что не только яблоку упасть негде было, а по-настоящему не хватало кислорода. Однако показы эти убедили, что главный театральный вуз нашего города выпустил профессиональный, хорошо обученный актерский курс, который и правда было бы жаль растерять, рассеять по пространству городских сцен.Катерина Павлюченко (Дом, который обещает комитет // Санкт-Петербургские Ведомости. 2010. 8 июля)
Кажется, в Петербурге родился новый театр — «Мастерская». На основе курса Г. Козлова, спектакли которого были реальным событием. Количество премий, наград, фестивалей опустим, но столь радостной духоты и воодушевленного сплочения сцены и зала, как в эти зиму и весну на Моховой, я действительно не помню со времен учебных спектаклей «кацманят» <…>. Этот курс — редкостно талантливая компания с десятью спектаклями! <…> И весь сезон — горячие взрослые голоса критиков (все на той же Моховой), выучивших новые имена новых «звезд»: «Конечно, Шумейко!» — «Нет, Студеновский!» — «А мне — Блинов и Перевалов». — «Побойтесь бога, самый глубокий Алимпиев! И не забудьте про Семенова!»… А еще — это курс Полин и группы актерских дочек (Полина Сидихина, Полина Воробьева, Анна Арефьева). Живи мы в Москве, имей мы настоящий PR, было бы легче, но есть надежда, что курс все же обретет судьбу «женовачей» и станет питерской Студией театрального искусства. Спектакли точно — не хуже. И ребята точно — никак не менее талантливы. И все вместе. Пока. Дай бог, чтобы 22 сентября открылись!Марина Дмитревская (Дорогу молодым — в компании с Чеховым: Театральные критики об итогах сезона // Культура. 2010. 5–12 авг.)

Но это были только грезы. Всеобщей любви. Они остались бы только грезами, если бы не письма А. Б. Фрейндлих, З. М. Шарко, В. М. Ивченко, М. Ю. Дмитревской, выступивших перед петербургским ЗАКСом и Комитетом по культуре с просьбой сохранить курс как театр. Удивительно и практически непостижимо, что Комиссия по культуре и ее председатель К. Э. Сухенко и председатель Комитета по культуре А. Н. Губанков поддержали эту идею.
И — свершилось. Из многолетней режиссерской и педагогической деятельности Г. Козлова (истокам, основанию театра посвящена статья Е. Горфункель) родился новый театр. В нем будут идти не только спектакли Мастера, но и постановки его учеников (о них пишет молодой критик А. Волошина).
Важно, что они — свои.
Потому что Петербург так долго жил несправедливо одиноко по театральной части! Был сумрачным местом, городом без солнца, в котором, несмотря на сетку премьер, ничего настоящего не происходило годами. Ровно так же, как, казалось, ничего не происходило и в самой цитадели — Театральной академии. Исправно та или иная мастерская выпускала новый актерско-режиссерский курс, и хотя на каждом таком курсе были свои звезды — блистали они все больше поодиночке. Такого, чтобы светила эти сошлись в одно заметное, блистательное созвездие — нет, давно не бывало. В очередной раз поприветствовав московские гастроли, мы, словно бедные родственники, соглядатаи на чужом празднике, еще долго привычно приговаривали на это чужое счастье: ах, как это чудесно, восхитительно, гениально! Мы смирились, что у нас счастье — невозможно.
И вот, когда никто уже ничего не ждал, ни на что не надеялся и никому не верил, исподволь, к 2010 году, вызрел этот курс, который теперь становится Театром.
Курс этот — как метко вычерченный рисунок.
Смешные, звонкие, ясноглазые ребята играют чисто, окрыленно, так, что потом еще долго пересматриваешь в памяти их лица и любуешься каждым в отдельности. Ну, а видеть их вместе — именины сердца. Как они говорят, танцуют, как умеют веселиться, драться, плакать, мучиться, вообще — жить на сцене. Наверное, потому что есть в их игре одна страшно значимая, не характерная для сегодняшнего времени черта. Та, которая отцвела почти и в кино, и в театре, та, за которой ходят с диктофонами драматурги doc направления. Которая ото всех ускользает, а в спектаклях этой мастерской видна вся как на ладони. Искренность.
Пока они только начинают свою взрослую жизнь в искусстве. Понятно, что с их молодости и таланта спрос будет большой. Им предстоит держать марку, отвечая за имя Мастера. Не будем загадывать, станет ли этот театр созвездием актеров. Город слишком долго ждал свою Студию. И уже сейчас солнечный круг выпускников Г. М. Козлова под названием «Мастерская» оправдывает это ожидание. Рождение в Петербурге нового театра дает надежду на ренессанс. На то, что все еще будет.
Приходите на них посмотреть.
Комментарии (0)