
Этот номер не идеален.
Мы придумали ему тему, составили «словарь» — список проблем, которые хотелось осветить. Разослали документ потенциальным авторам. Потом Павел Руднев опубликовал текст в своем ЖЖ под названием «словарь современности», а один из комментариев к той публикации доброжелательно гласил: «пусть список останется списком».
Вот так это выглядело.
Тема номера — принцип неопределенности.
В фильме «Серьезный человек» (2009) братьев Коэнов главный герой, замученный жизнью (работа, семейство, условности ортодоксального еврейского мира) профессор физики Ларри Гопник, пытается объяснить студентам основной постулат квантовой физики — «принцип неопределенности». Гопник испещряет формулами всю гигантскую доску лектория, затем оборачивается к студентам.
Ларри. О’кей? Принцип неопределенности. Он доказывает, что мы не можем в действительности знать, что происходит. Но, впрочем, хоть вы и не можете ничего выяснить, вы все же будете за это ответственны.
Все действующие лица этого кино действительно ждут ответа от маленького человека, букашки Мироздания, профессора, который сам совершенно запутался в жизни, где все наперекосяк и неудачи налетают просто на сверхскоростях.
Принцип неопределенности — коварная драматургия жизни. «Мы не можем в действительности знать, что происходит». Более того, совершенно очевидно, что мы этого не узнаем никогда.
Мир как черная комедия. Мир, вывернутый по комической традиции наизнанку, но вместо критики жизни исполненный апокалиптического отчаяния.
Ниже — наброски «словаря номера» (список слов и тем, которые, как нам кажется, отражают время и которые мы должны вскрыть через рецензии, тексты, интервью):
• кризис и посткризисное время
• новая волна
• аутизм, закрытость, хикикимори, нейтро (см. про него «Малый не промах» Воннегута)
• не выходи из комнаты, не совершай ошибку (строчка Бродского)
• пространство, прорва и человек (оппозиция, заглатывание человека пространством, затягивание его, исчезновение человека)
• человек-персонаж-герой (герой, конечно, самое неопределенное сейчас образование, слишком много страт, слишком много персонажей внутри них, типов даже — не героев)
• эпоха или эпошка?
• doc, вообще — документальность, невымышленность в искусстве
• новый актер
• удаленная работа
• оптимизация (оптимизация общения)
• коммуникаторы (все эти гаджеты, социальные сети) на фоне отсутствия коммуникации
• язык (безъязыкость времени, поиск нового языка, возникновение желания говорить)
• объединение по локальным интересам, нет объединения на трагедии
• терроризм
• фашизм
• латентная война
• принцип неопределенности как принцип существования сегодня
• выживание (от school survival до терактов, где вообще концов не найти)
• страх
• искренность и ее отсутствие
• новая духовность
• элементарные частицы (опять же физика, люди — частицы, их хаотичное движение в пространстве)
• открытое недовольство властью (чиновники, милиция)
• блогосфера (блоггер — властитель дум)
• наша доблестная милиция (девальвация мифа: от дяди Степы к капитану Журову из «Груза 200»)
• Москва (как место, где нужно «состояться», как центр, который не мыслит периферии)
• конец света
• ядерное оружие (США, Израиль, Иран, Россия, Китай, Индия)
• тело, телесность, любовь
• Мир Большой и Малый. Их взаимосвязь. Неучитывание Большим миром (миром политики, властных структур) чаяний Малого мира (простые люди, семейные отношения, воспоминания детства — в общем, вся корневая, изначальная система, заложенная в каждом из нас с рождения) ведет к катастрофам на всех уровнях. На уровне Личности, Государства, Искусства, Страны.
Идеальное — то, что не существует в действительности. Не может состояться априори.
Мечта, обман, махинация сознания. Наше идеальное не было противопоставлено реальному, напротив, оно должно было отражать реальность, фиксировать и протоколировать существующее положение вещей, говорить о том, что есть здесь и сейчас.
Слова этого номера лишь слегка разъяснили его предполагаемый словарь. Слова спасовали перед реальностью, а жизнь оказалась изворотливее планов.
Зато принцип неопределенности победил. Мы хотели пойти «по ковру», орнамент его уже был придуман, а получилось как в детской разговорной игре:
Я иду по ковру,
Ты идешь, пока врешь,
Мы идем, пока врем.
Пока мы врем, я сижу дома, печалюсь, что в номере нет блока про кинематограф, что герой времени, как в стихотворении Бориса Рыжего, «ускользает во тьму», перелистываю старую подшивку «Искусства кино».
Заголовки прошлых лет звучат музыкой.
«Человек без лица», «Испытание прощанием», «Преодолевая инерцию», «Время обязывает», «От волнения сердца — к работе ума», «Воспитание духа», «Ясными глазами смотреть в лицо миру», «Проблемы есть, требуются решения», «Силой правды, мерой правды», «Не изменив себе», «Я все помню», «Герой обретает имя».
И вдруг — заветное: «Хотим видеть героя нашего времени» (Открытое письмо рабочих КАМАЗа советским кинематографистам). 1984 год.
Наверное, ничего, что список остался списком, не вырос до журнала.
Что он все еще требует разъяснения. Оно будет. Точно.
Во всяком случае, у нас появились две рубрики, которыми можно гордиться.
«Карта местности» и «Словарный запас».
Так что едем дальше.
Сентябрь 2010 г.
Комментарии (0)