
ТЕАТР И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Граница между прошлым и настоящим становится все более проницаемой.
ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ РОССИИ

Вы входите во тьму, причем не фигурально, а физически: из просторного светлого фойе попадаете в леденящий душу склеп.
«ЛАВР» Б. ПАВЛОВИЧА

Возникает ощущение исключительной важности происходящего, народной соборности, эмоциональной и духовной общности.
Д. РЕЙФИЛД О «РОЖДЕНИИ СТАЛИНА» В. ФОКИНА

Фокин хорошо схватил извращенную религиозность Сталина, но совсем не справился с главными чертами молодого психопата.
А. ФЕДОРЧЕНКО И О. ЛОЕВСКИЙ

Мифологизация — это уход от истины, а мокьюментари к ней стремится.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СПЕКТАКЛЯХ Д. ЕГОРОВА

Режиссер стремится уменьшить историческую дистанцию между теми героями, которые наполняют его сценические миры, и нами, сидящими в зале.
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» К. БОГОМОЛОВА

Тут Раскольников не убивал. Он только помыслил и рассуждению предался.
«ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» В. РЫЖАКОВА

Бенефициантом «Иранской конференции» всегда будет драматург, потому что именно он нашел способ сказать об одном и том же тысячью разных слов.

Учрежден
6 июля 1992 года
УЧРЕДИТЕЛИ
АНО «Петербургский
театральный журнал»
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»
ИЗДАТЕЛЬ
АНО «Петербургский театральный журнал»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская
РЕДАКЦИЯ
Евгения Тропп,
Оксана Кушляева,
Оксана Токранова,
Татьяна Джурова,
Ирина Селезнева-Редер
литературный редактор
Елена Миненко
ответственный секретарь
Надежда Стоева,
макет,
обработка иллюстраций
Юкка Малека
бухгалтер
Ольга Кручинина
исполнительный директор
Юлия Воронцова
администратор
Антон Алексеев
Анастасия Бражник
веб-мастер сайта
Александр Гребеньков
редакторы сайта
Елена Вольгуст («Пресса»)
Анна Каргапольцева («Отдел кадров»)
АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс 8 (812) 579-67-73
ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru
При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна
Рукописи не рецензируются
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС78-9097Р от 11 апреля 2008 г.
ISSN 0869-8198
Цена свободная
© «Петербургский театральный журнал»
№ 2 [96] 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Марина Дмитревская
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ -
Оксана Кушляева
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - МЕСТО ПАМЯТИ
-
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ТЕАТР И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»
Елена Гордиенко, Алена Карась, Артем Кравченко, Оксана Кушляева, Кристина Матвиенко, Анастасия Патлай, Варвара Склез -
Марина Дмитревская
ТЬМА
Музеи отечественной истории -
Марина Дмитревская
ЭТА ДОРОГА НЕ ВЕДЕТ К ХРАМУ...
«Рождение Сталина» В. Фокина в Александринском театре -
Елизавета Спиваковская
ЛАБОРАТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: НОВАЯ СВОБОДА ИЛИ НОВЫЙ ЭСКАПИЗМ?
О театральной программе Сахаровского центра -
Вера Сенькина
РИФМА ВРЕМЕН
О спектаклях «Жизнь за царя» и «Слово и дело» «Театро Ди Капуа» -
«МЫ ТАК УСТАЛИ ОТ ФЕЙКА»
Беседу с Илоной Маркаровой ведет Вера Сенькина -
Елена Гордиенко
1968: СОВЕТСКИЕ ПРОТЕСТЫ КАК ШКОЛА СВОБОДЫ? -
Юлия Осеева
POST + ИСТОРИЯ, POST + ПАМЯТЬ -
Александрина Шаклеева
РОЖДЕННЫЕ С ИСПУГУ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СПЕКТАКЛЯХ ДМИТРИЯ ЕГОРОВА -
Евгения Тропп
ОБРЯД ПОМИНОВЕНИЯ
«Аустерлиц» Е. Сафоновой в БДТ им. Г. А. Товстоногова
и «Наш класс» Д. Шаминой в Учебном театре «На Моховой» -
Маргарита Спасская
ДЕВИЧЬЯ ПАМЯТЬ МИРА
«Дневник Анны Франк» Е. Симоновой в театре им. Евг. Вахтангова,
«Анна Франк» А. Тихонова в Большом Тюменском драматическом театре,
«Игра об Анне Франк» В. Кустова в Социально-Художественном театре -
Наталия Эфендиева
ПРОКЛЯТЫ, НО НЕ ЗАБЫТЫ
«Магда» Д. Крестьянкина в Плохом театре -
Оксана Кушляева
НА СЕВЕРНОМ КЛАДБИЩЕ МЮНХЕНА
«Близкие друзья» Е. Бондарь в ТЮЗе им. А. А. Брянцева -
Мария Смирнова-Несвицкая
МОЖНО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ
«Лавр» Б. Павловича в Театре «На Литейном» -
Вера Сердечная
ИСТОРИЯ — ЭТО ЛЕГЕНДА
История Кубани в спектаклях краснодарских театров -
Анна Шавгарова
МОЙ ДРУГ, ОТЧИЗНЕ ПОСВЯТИМ ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ...
История края в спектаклях дальневосточных театров -
Ника Пархомовская
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
«Сны Иакова, или Страшно место» А. Маноцкова и «Милосердие» А. Патлай -
Алена Солнцева
МИФ ПРОТИВ ИСТОРИИ
История и кинематограф -
МИФОЛОГИЗАЦИЯ — ЭТО УХОД ОТ ИСТИНЫ, А МОКЬЮМЕНТАРИ К НЕЙ СТРЕМИТСЯ
Беседу с Алексеем Федорченко и Олегом Лоевским ведет Марина Дмитревская -
Ирина Селезнева-Редер
САЛЮТ МАНЕЖА
Исторические темы в цирке - ИСТОРИЯ — ДЕТЯМ
-
Оксана Кушляева
ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО -
Владислава Куприна
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ, БУДЕМ СМЕРТЬ С ТОБОЙ ИСКАТЬ
«Считалка» Ж. Беркович в Боярских палатах СТД РФ -
Юлия Бухарина
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНУШКА
«Воин» Ю. Каландаришвили в Новосибирском «Первом театре»
и «Война» С. Серзина в театре «Глобус» -
Анна Павленко
ВОРОН — ЛУЧШИЙ ДРУГ ДЕТЕЙ
«Дети ворона» Е. Корабельник в Центре им. Вс. Мейерхольда -
Надежда Стоева
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
«Зима, когда я вырос» в постановке питерских режиссеров -
Ирина Селезнева-Редер
БЕЗВИННЫЙ ФРИЦ
«Папин след» К. Рехтина в Омском Северном драматическом театре им. М. А. Ульянова -
Надежда Стоева
БЕЗОТЦОВЩИНА, ИЛИ ХУЛИГАНЬЕ И ДАЧНИКИ
«Тимур и его команда. Рассказы о том» Т. Тарасовой в ЦДР - ПРОЦЕСС
-
Марина Дмитревская
ПРЕСТУПЛЕНИЕ СЛОВА
«Преступление и наказание» К. Богомолова в «Приюте комедианта» -
Анна Банасюкевич
СЕКС И ПОЛИТИКА ЭПОХИ РАСПАДА
«Теллурия» К. Богомолова в Театре на Таганке -
Надежда Таршис, Алексей Пасуев
ИСТОРИЯ И НАСТОЯЩЕЕ. ВОРОНКА
«Пушкин. Борис Годунов» Л. Стукалова в «Нашем театре» -
Надежда Таршис
МЕМБРАНА
«Волнение» И. Вырыпаева в БДТ им. Г. А. Товстоногова -
Ирина Селезнева-Редер
«ЭТА ЛОДКА ПЛЫВЕТ ЗА ТОБОЙ»
«Иранская конференция» В. Рыжакова в Театре Наций - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
-
Анна Галайда
ПРОКЛАДЫВАЯ УРАЛЬСКУЮ МАГИСТРАЛЬ
«Вальпургиева ночь» Д. Уайт в «Урал Опера Балете» (Екатеринбург) -
Евдокия Лапина
ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА
«Обручение в монастыре» Д. Чернякова в Берлинской Штаатсопере -
Владимир Дудин
БАРОККО КАК ОСВОБОЖДЕНИЕ
«Барокко» К. Серебренникова в Гоголь-центре,
«Орландо, Орландо» Г. Исаакяна в «Геликон-опере»,
«Орфей» Г. Исаакяна в Музыкальном театре им. Н. И. Сац
комментарии