А. Родионов. «Война молдаван за картонную коробку».
Режиссер Георгий Цнобиладзе

«Война молдаван за картонную коробку» — ранний текст Родионова. За войной, о которой здесь написано, далеко ходить не надо. Если даже просто людей послушать — таких историй про безжалостный и беспощадный наемный труд в постсоветском пространстве пруд пруди.
По сюжету «Войны» в столицу на заработки приезжают два молдаванина-нелегала — Василий и Игорь. Селятся в картонной коробке за оградой рынка. В соседней коробке обитают еще трое молдаван — это старожилы, они на этом рынке работают. Петр и Митя «там уборщики и когда что», Галя — продавщица. Самый значительный человек рынка — работодатель Рашидов, который по средам встречается с Галей для элегантного интима (Рашидов испытывает оргазм от классической музыки, женщина — смотрит). Не менее значимы для гостей столицы и милиционеры — они наведываются сюда, за ограду, с карательными визитами. Василий и Игорь устраиваются работать на рынок, и все бы ничего, но только однажды Василий по пьяной лавочке режет кого-то из спящих соседей. Может статься, только одного Митю (за то, что он Васю с Игорем накануне послал), а может — всех троих.
Текст «Войны» в основе — документальный, написан
в 2003 году по реальной истории. Как известно,
главное условие спектакля по доку — соответствие
во всем, от пластики до манеры речи, заданному прототипу.
Поэтому идеальное воплощение этого соответствия
— когда режиссер и актеры сами «рожают»
текст, а затем и спектакль. Так было в
Цнобиладзе режиссирует «Войну» вне doc эстетики. На сцене из картонных коробок выстроен город.
Пара коробок лежит на авансцене, за ними стеной понаставлены картонные нагромождения, напоминающие о высотках мегаполиса. Из-за «высоток» выглядывают, подглядывают, посмеиваются, хохочут в голос — по-разному, как придется по ситуации — люди. Эти люди за коробками — не действующие лица. Фон. Бесчисленные работяги столицы.
Первые тридцать минут эскиза — звонкие, очень удачные. Персонажи живут скрупулезной, проработанной жизнью — они так смачно, ярко общаются, что «Война» напоминает «На дне» Горького. Но затем постановка начинает распадаться, действие не держат ни актеры, ни диалоги, ни встречающиеся в тексте шутки. Потому что если из заведомо документальной пьесы исключать doc, делая ставку на традиционный театр, как здесь, то пьесу нужно переписывать. Одно перемонтировать, другое кардинально поменять, третье вовсе вырезать и забыть. Цнобиладзе, нового в текст не внося, гармонию документа разрушает, более того, вычищает из текста самое главное — досаду и злость на Москву.
В спектакле видишь, к примеру, что Митя (Борис Драгилев) — робкий и незлобивый, что Василий (Андрей Перович) — сумрачный, себе на уме, что Игорь (Степан Пивкин) чуть борзый, но совсем не скрытный, что ладен и хорош собой Петр (Дмитрий Луговкин), что между Галей и Петром есть какие-то нежности (без обязательств, фрилав), еще Галя встречается с Рашидовым, дразнит влюбленного в нее Митю (а Митя влюблен, и сильно — и это хорошо сделано, что он в спектакле — влюблен, хотя в тексте не был), ну а к Василию так и вовсе откровенно благоволит, и он, кажется, серьезен к ней. Но дальше этой «поверхности» отношений — не сыграно. Тем более не сыграно про оставленность людей, про их потерянность в Москве, про вечный бой со столицей, про ненависть к Городу и, одновременно, страстное желание заключить с ним мир. Потому что только в контексте «войны» человека с Городом «картонная коробка» становится метафорой, знаком места под солнцем, знаком дома.
Если в пьесе ощущение конфликта с Москвой создавали еще и специальные персонажи — «девушки из зала», которые иронизировали над героями, а те ругались в ответ, то в спектакле вместо девушек возникает огромный плакат с лицом Ксении Собчак. Плакат карамельным, искаженным записью голосом (монтаж из разных выступлений ведущей) транслирует Гале мнение поколения «блондинок в шоколаде», несогласных с засильем приезжих. И то, что вначале срабатывает (находка с Собчак действительно оригинальна — столичная краля и бездомная торговка с рынка никогда ни о чем не договорятся), через минуту перестает работать. А трюк все длится.
Если в пьесе милиция действовала как в жизни, привычными методами с ноги в голову, то в спектакле этой агрессии также почти нет (здесь и милиционер — один, а не несколько), никого не бьют и до «войны» не доводят. Здесь вообще все начато и словно брошено на полпути — и про любовь, и про войну, и про ненависть.
Ведь играть Василия, человека, который убивает, нужно так, чтобы мы, зрители, видели: этот парень давно, всей своей непутевой, неустроенной жизнью зрел для убийства. Так же, как другой, рядом, зрел для смерти. Нам же сразу предъявляют убийство как факт, без системы мотиваций и доказательств. Вообще, действия всех «молдаван» мало мотивированы. И дело даже не в том, что актерам для должного исполнения роли недостает текста, а в том, что они не знают своих героев, не породнились с ними. Только у двух артистов, роли которых решены масочно, нет проблем в мотивации. Маски у Цнобиладзе — не бедолаги-молдаване, а те, кто в массовом сознании уже готов к маскараду, признан как тип: милиционер и лицо кавказской национальности — Рашидов.
Милиционер (Павел Чунигин) врывается к молдаванам, словно надзиратель в камеру. Сонные люди вытягиваются в струнку. Мент приказывает отжиматься, приседать, махать руками — все как бы играючи, с шутками-прибаутками, за которыми — злоба и вседозволенность. Пока Петр отжимается, а Василий прыгает, милиционер выкаблучивается: щурясь, затягивает одну и ту же сентиментальную строчку про «Золотые маковки церквей над рекою…» из песни Трофима «Родина». Но если милиционер Чунигина остается маской (это узнаваемо, забавно, в чем-то даже сатирически), то Леонид Алимов играет своего Рашидова, выходя за маску, как бы помимо и сверх нее. Вместо типичного владельца торговых точек, хвата с масляными глазами перед нами человек с обреченным, без удивления к жизни голосом, покойно сложенными на животе руками. Человек, у которого, как угадывается по его поведению и скупым фразам, за плечами какая-то своя невеселая история отношений с Москвой. Именно этот эпизодический персонаж становится главным проводником смыслов пьесы. Финальный выход Рашидова, его жалобное, покорное обращение из своей коробки в сторону коробки Гали (которой и в живых уже нет) запоминается надолго.
Галя! Ты почему не пришла? Я тебя ждал, ты не пришла. Номер снял. Сегодня среда. Днем прическу сделала? Овощи взяла? Обиделась, да?
В своей крохотной роли Алимов играет рождение человеческого — настоящей печали, тоски, боли, личной и душевной неустроенности, неказистой, но все-таки любви — всего того, что пока не получилось у «молдаван».
Июнь 2010 г.
Комментарии (0)