

В НОМЕРЕ:
АНАТОЛИЙ ЭФРОС И КИНО

В самом деле: зачем ему нужно было кино, в котором, будем честны, Эфросу не довелось одержать столь же грандиозных режиссерских побед, каких он добивался на театре?
ИНТЕРВЬЮ С ГРИГОРИЕМ ДИТЯТКОВСКИМ

Комфорт зловещ. Он вытесняет и объем ума, и объем души. Ему необходимо творчески противостоять. Не отказываться от него, а учиться с ним жить и творить.
«ЧАЙКА»
АНАТОЛИЯ ПРАУДИНА

В «Чайке» произошел радикальный отказ от концептуальной режиссуры, которой Праудин всегда был славен.
«БЕЗ НАЗВАНИЯ» ЕВГЕНИЯ МАРЧЕЛЛИ

Марчелли обнаруживает мужскую душу в том самом месте, которое и обозначает принадлежность к мужскому роду.
«БЕСЫ» ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

«Бесы» стали серьезным антилиберальным высказыванием, на которое оказались не способны все, кто открыто поддерживал Путина.
«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ЭЙМУНТАСА НЯКРОШЮСА

Някрошюс предлагает, как всегда, свой собственный, но пока достаточно расплывчатый сюжет, и, проходя пятичасовой путь, мы рискуем заблудиться в режиссерском лесу.
АЛВИС ХЕРМАНИС В ГЕРМАНИИ, АВСТРИИ И ЛАТВИИ

Идея Херманиса — идея бесконечного круговорота, где жизнь движется и движется, как нескончаемое кино в чернобелых тонах.
ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ ОСИПОВОЙ И ИВАНОМ ВАСИЛЬЕВЫМ

В общем, мы ушли. У нас ведь жизнь короткая — сценическая жизнь. Поэтому жалко тратить время на выяснение отношений. И не в деньгах тут дело, как некоторые говорят. Если бы речь шла о деньгах, я бы в Нью-Йорке больше заработала.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ. ТЕАТР POST

Мода бывает вчерашней, завтрашней, сегодняшней и так далее, а современность — это всегда и только про сегодня.

Учрежден
6 июля 1992 года
УЧРЕДИТЕЛИ
АНО «Петербургский театральный журнал»
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»
ИЗДАТЕЛЬ
АНО «Петербургский театральный журнал»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская
РЕДАКЦИЯ
Евгения Тропп,
Елена Третьякова,
Елена Строгалева,
Людмила Филатова,
Елена Вольгуст,
Софья Козич
литературный редактор
Елена Миненко
ответственный секретарь
Надежда Стоева
макет, обработка иллюстраций
Юкка Малека
бухгалтер
Ольга Кручинина
исполнительный директор
Анна Каргапольцева
администратор
Евгений Ионов
веб-мастер сайта
Александр Гребеньков
редакторы сайта
Анна Константинова
(блог),
Елена Вольгуст («Пресса»),
Софья Козич, Ольга Каммари («Отдел кадров»)
Вера Харламова («Драматургия»)
АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс 8 (812) 579-67-73
ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru
При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна
Рукописи не рецензируются
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС78-9097Р от 11 апреля 2008 г.
ISSN 0869-8198
Цена свободная
© «Петербургский театральный журнал»
№ 2 [68] 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Марина Дмитревская
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - ПАМЯТЬ ПРОФЕССИИ
-
Марина Коржель
«НАША МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» -
Ирина Павлова
«СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА...»
Эфрос и кино -
Вячеслав Долгачев
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ТИРАНИЯ
Заметки о «ефремовском МХАТе» -
РОМАН В ПИСЬМАХ. ФРАГМЕНТЫ*
Из переписки Л. Попова -
Елена Коновалова
ОЛЕГ РЫБКИН: «Я МОГУ БОРОТЬСЯ ТОЛЬКО ВНУТРИ СПЕКТАКЛЯ» -
Евгения Тропп
ГРИГОРИЙ ДИТЯТКОВСКИЙ: «В ЛИХОРАДОЧНЫХ ПОИСКАХ „НОВОГО“ НЕТ НИЧЕГО КРОМЕ БОЛЕЗНЕННЫХ ПРИЗНАКОВ НАРЦИССИЗМА» - ПРОЦЕСС
-
Евгения Тропп
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО РАССКАЗА
«Мой уникальный путь» Г. Дитятковского в «Приюте Комедианта» -
Марина Дмитревская
ПОЛТОРЫ «ЧАЙКИ», ИЛИ КОЛДОВСКОЕ ОЗЕРО
«Чайка» А. Праудина в СамАрте -
Марианна Димант
ПЛЮСКВАМПЕРФЕКТУМ
«Время женщин» Г. Тростянецкого в БДТ им. Г. А. Товстоногова -
Людмила Филатова
ЛЕНИНГРАДСКОЕ ВРЕМЯ: НОЛЬ ЧАСОВ, НОЛЬ МИНУТ
«Время женщин» Г. Тростянецкого в БДТ им. Г. А. Товстоногова -
Анна Константинова
ВРЕМЯ НОСИТЬ ВИНТАЖ
«Время женщин» Г. Тростянецкого в БДТ им. Г. А. Товстоногова -
Марина Дмитревская
ВИДЫ
«Дураки на периферии» М. Бычкова в Воронежском Камерном театре -
Татьяна Тихоновец
РУССКАЯ БОЛЕЗНЬ
«Без названия» Е. Марчелли в ярославском Театре им. Ф. Волкова -
Павел Руднев
НАДЕЖДА НА ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО
«Бесы» Ю. Любимова в театре им. Евг. Вахтангова -
Наталия Каминская
МИЛОЕ ЧУДОВИЩЕ
«Театральный роман (Записки покойника)» П. Фоменко в «Мастерской П. Фоменко» -
Марина Тимашева
О СПЕКТАКЛЕ
«Театральный роман (Записки покойника)» П. Фоменко в «Мастерской П. Фоменко» -
Елена Горфункель
О ФАРСЕ, ГРУСТНЫХ КОМЕДИЯХ И ИХ АВТОРЕ
Спектакли Л. Стукалова «Шум за сценой» в театре Комедии и «Halpern & Johnson (Давид и Эдуард)» в «Нашем театре» -
Людмила Филатова
ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
«Сезон молодой режиссуры» в театре им. Ленсовета -
Марина Дмитревская
АПОКАЛИПСИС НА ПАЛОЧКЕ ВЕРХОМ
«Шинель. Dress Code» Т. Кулябина в «Приюте Комедианта» -
Наталья Скороход
«И РАССКАЗАТЬ БЫ ГОГОЛЮ ПРО НАШУ ЖИЗНЬ УБОГУЮ...»
«Шинель. Dress Code» Т. Кулябина в «Приюте Комедианта» -
Светлана Щагина
ЛИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ
«Вий. Докудрама» С. Серзина в ярославском Театре драмы им. Ф. Волкова -
Владимир Спешков
«ПРОЧТИ ДРУГОЕ, САША!»
«Таланты и поклонники» П. Зобнина в Минусинском драматическом театре -
Нина Шалимова
ВОЛОДИНСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ
Восьмой Международный фестиваль «Пять вечеров» - РУССКIЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНВАЛИДЪ
-
Елена Вольгуст
СУПОДАСОМ ПО ВНУСКУ
«Такого не бывает» Т. Казаковой в театре Комедии - ВРАЧ В ЗАЛЕ ЕСТЬ?
-
ЗРИТЕЛИ О СПЕКТАКЛЯХ «ЛИР» И «ЗЛАЯ ДЕВУШКА»
Зрители о спектаклях «Лир» и «Злая девушка» - 20 ЛЕТ — НЕМАЛЫЙ СРОК
-
Лев Закс, Михаил Мугинштейн, Георгий Исаакян, Анна Некрылова, Вениамин Фильштинский, Дмитрий Циликин, Александр Новиков, Эдуард Бояков
20 ЛЕТ — НЕМАЛЫЙ СРОК - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
-
Майа Мамаладзе
ГРУЗИНСКИЙ ПРОЦЕСС
Политический театр в Грузии -
Татьяна Артимович
ТЕАТР, О КОТОРОМ НЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ -
Татьяна Тихоновец
ЧЕМ УГОДИТЬ И КАК ВЫЖИТЬ?
«История города Глупова» Д. Егорова в Новосибирском театре «Красный факел» -
Софья Козич
МАРСИАНСКОЕ НАШЕСТВИЕ И РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ
«Сераковский» Г. Лящука в театре «komuna//warszawa» - ПИСЬМО ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПРОТИВ ДЕГРАДАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОЛЬШЕ
- ЗАГРАНИЦА
-
Ирина Селезнева-Редер
БУРГТЕАТР — ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ -
Анастасия Фишер
АРБУЗ И ГОЛУБИ
Спектакли Алвиса Херманиса по русской классике на немецкой земле -
Дарья Коротаева
ОБЛОМОВ — OBLOMOVS — ОБЛОМОВ, ИЛИ ЛЕГКОСТИ ПЕРЕВОДА
«Обломов» А. Херманиса в Новом Рижском театре -
Анастасия Лобанова
СЛАДКАЯ ДРАМА
«Macadamia nut brittle» С. Риччи в Театральной группе Ricci/Forte -
Марина Дмитревская
АДА НЕТ
«Божественная комедия» Э. Някрошюса -
Анастасия Лобанова
ЛАКОНИЗМ «БОЖЕСТВЕННОЙ»
«Божественная комедия» Э. Някрошюса - КУКОЛЬНЫЙ ДОМ
-
Анна Константинова
ПОРТРЕТЫ С ЯНТАРЕМ И СОЛЦЕМ
Негосударственные кукольные театры Литвы -
Даля Мачионите
АПОСТОЛЫ МОДЕРНИЗМА В КУКОЛЬНОМ БАЛАГАНЧИКЕ
«Груди Тиресия» Г. Варнаса в Театре «Леле» (Вильнюс) -
Елена Миненко
«А Я ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК...»
«Гроза» Н. Пахомовой в Театре кукол Республики Карелия (Петрозаводск) - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
-
Марианна Димант
«ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СТРЕМИТЬСЯ К БОЛЬШЕМУ?..»
Беседа с Натальей Осиповой - ПО СВОИМ МЕСТАМ
-
Елена Третьякова
«ВОТ ИДЕЯ ЕСТЬ...»
Беседу с Борисом Мездричем ведет Елена Третьякова -
Елена Третьякова
СЕКРЕТЫ ШАЛЯПИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ -
«МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ» И ПРОБЛЕМЫ ФОНЕТИКИ...
«Моя прекрасная леди» Р. Карсена в Мариинском театре - ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ
-
Мария Смирнова-Несвицкая
«ПО-МОЕМУ, ЧУВСТВО ЛЮБВИ И СТРАХА ВСЕ ВРЕМЯ ХОДЯТ ГДЕ-ТО РЯДОМ...»
О книге И. Владимирова «Как нарисовать птицу» -
Елена Строгалева
ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, ИЛИ КНИГА О НОВОЙ ДРАМЕ
О книге М. Липовецкого и Б. Боймерс «Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты „новой драмы“» - ПАМЯТИ
-
Нина Аловерт, Марианна Димант
ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ РАВИКОВИЧА -
Ольга Кузьмичева
ПАМЯТИ СОФЬИ СОТНИЧЕВСКОЙ - НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ
-
Елена Строгалева
ТЕАТР MONGOLFIERI -
Марина Дмитревская
ТЕАТР POST: ПОСТ, ПОЧТА ИЛИ САМОТЕСТИРОВАНИЕ ПОСЛЕ ВКЛЮЧЕНИЯ?
Беседа с Дмитрием Волкостреловым -
Елена Мамчур
СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ
«Я свободен» Д. Волкострелова в театре post
комментарии