

В НОМЕРЕ:
«ДЯДЯ ВАНЯ» ЛЬВА ДОДИНА

Это замечательный спектакль — жесткий, внятный, депрессивный и легкий. От него остается ощущение чистоты, словно дождь, стекающий по стеклу во время ночной грозы второго акта, омыл всех и всё.
«ОТЕЛЛО» СЕМЕНА СПИВАКА И «ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА» РОМАНА СМИРНОВА


Театральный спектакль умеет притворяться кинофильмом с 1920-х годов. Это серьезная тема. Без монтажа «кадров» и «планов» ни один современный режиссер не обходится. Но, кроме владения кинематографической техникой, режиссура, кажется, успешно учится разговаривать со зрителем на языке, к которому он привык там, где есть Dolby Stereo, «места для поцелуев» и где критерии выдвигает «Оскар».
«ВЛАДИМИРСКАЯ ПЛОЩАДЬ» ВЛАДИСЛАВА ПАЗИ

Зная творчество Журбина, можно сказать, что он создал одну из вдохновенно лирических своих партитур. Преобладает лексика русского городского романса, нигде впрямую не процитированного, и, тем не менее, поданного разнообразно и характеристично. Чем плох романс, если он питает таланты?
«ПРОСТЫЕ ИСТОРИИ КОНЦА СЕЗОНА»

Пьеса Марии Ладо «Очень простая история» стала в прошедшем сезоне хитом (правда, слово «хит» стилистически не соответствует этой пьесе, оно из другого словаря). Популярность «Простой истории» понятна: «сердцу хочется ласковой песни и хорошей, простой любви», вещей незамысловатых и гуманных.
«ДАЧНИКИ» ЕВГЕНИЯ МАРЧЕЛЛИ В ОМСКЕ

Поставить спектакль такой легкий, лихой, лирико-эксцентрический Евгению Марчелли позволили не только эпоха и автор. Думаю, что, сделав два спектакля в Москве, он, авангардист-сиделец из Тильзита, много лет сохранявший верность своему маленькому провинциально-европейскому театру-Дому в самой западной точке нашего пространства, имел возможность понаблюдать чад столичной «дачной» жизни.
ВИКТОР КРАМЕР

Единственный способ жить для меня — это строить свой корабль каждый день. Быть в этом честным, вот и все. Потому что никто ничего не даст, ни на что надеяться нельзя. Никогда. Потом только отнимут — вот это могут.
«ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ» ГЕНРИХА БАРАНОВСКОГО В НОВОСИБИРСКОЙ ОПЕРЕ

Здесь воплощен единый режиссерский метод, редкий вообще, а на оперной сцене тем более, — гротеск. В самой музыке Шнитке заложено гротескное сопоставление текстов вербального и музыкального (либретто по собственному рассказу написал Виктор Ерофеев). Она в высшей степени театральна, эта музыка. На удивление легко ложится на слух при сохранении всех достижений современной композиторской техники.
В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕРНА

По словам Б. В. Алперса, жена Мейерхольда О. М. Мунт называла его «красивый урод». Чем не персона модерна? Да и православный немец — тоже кое о чем говорит.

Учрежден
6 июля 1992 года
УЧРЕДИТЕЛИ
Союз театральных деятелей РФ
Санкт-Петербургский музей
театрального
и музыкального искусства
Санкт-Петербургская государственная Академия театрального искусства
Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская
ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
литературный редактор
Елена Миненко
РЕДАКЦИЯ
Карина Бржезинская
Елена Строгалева
Елена Третьякова
Евгения Тропп
Арина Шепелева
ответственный секретарь
Алла Самохина
художник
Мария
Смирнова-Несвицкая
компьютеpная
веpстка
Александp Меpкулов
технический редактор
Лариса Цикота
администраторы
Антон Александров
Амир Мустакимов
Екатерина Третьякова
бухгалтерия
Валерия Гуляева
АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс (812) 579-67-73
ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru
При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна
Рукописи не рецензируются
Журнал зарегистрирован
в Государственной инспекции
по защите свободы печати и массовой информации
при Мининформпечати РФ (Санкт-Петербург).
Регистрационное свидетельство
№П 0060 от 6 июля 1992 года
Цена свободная
© «Петербургский театральный журнал»
№ 3 [33] 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Марина Дмитревская
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - ПРЕМЬЕРЫ
-
Марина Дмитревская
«ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, НАДО ЖИТЬ»
«Дядя Ваня» Л. Додина в МДТ — Театре Европы -
Николай Песочинский
СЕРГЕЙ КУРЫШЕВ — ВОЙНИЦКИЙ
«Дядя Ваня» Л. Додина в МДТ — Театре Европы -
Евгения Тропп
ИГОРЬ ИВАНОВ — СЕРЕБРЯКОВ
«Дядя Ваня» Л. Додина в МДТ — Театре Европы -
Елена Строгалева
ПЕТР СЕМАК — АСТРОВ
«Дядя Ваня» Л. Додина в МДТ — Театре Европы -
Светлана Цимбалова
КСЕНИЯ РАППОПОРТ – ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА
«Дядя Ваня» Л. Додина в МДТ — Театре Европы -
Екатерина Гороховская
ЕЛЕНА КАЛИНИНА — СОНЯ
«Дядя Ваня» Л. Додина в МДТ — Театре Европы -
Николай Песочинский
ДРАМА В ГРАНИЦАХ КИНОЭКРАНА
«Отелло» С. Спивака и А. Утеганова в Молодежном театре на Фонтанке и «Татуированная роза» Р. Смирнова в театре Сатиры на Васильевском -
Екатерина Гороховская
ДУДУК И ЯМОЧКИ
«Отелло» С. Спивака и А. Утеганова в Молодежном театре на Фонтанке -
Елена Строгалева
PRIMA SERA
«Татуированная роза» Р. Смирнова в театре Сатиры на Васильевском -
Ольга Савицкая
ПОТЕРЯННОЕ ЛИЦО
«Гоголь. Портрет» Г. Тростянецкого в ТЮЗе им. А. Брянцева -
Евгения Тропп
НЕСЧАСТЛИВЫЕ ДНИ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА
«Вниз с горы» А. Байрамкулова в ТЮЗе им. А. Брянцева -
Надежда Таршис, Марина Дмитревская, Эдуард Кочергин
«ЖОРЖ ДАНДЕН»
О спектакле Ж. Лассаля -
Евгения Тропп
«КИНЕМАТОГРАФ, ТРИ СКАМЕЙКИ, САНТИМЕНТАЛЬНАЯ ГОРЯЧКА...» -
Марина Дмитревская
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
О спектакле «Нора» -
Елена Третьякова, Юрий Барбой, Людмила Филатова
«ВЛАДИМИРСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
О спектакле в Театре им. Ленсовета -
Татьяна Москвина, Ольга Наумова, Сергей Денисенко
«ПРОСТЫЕ ИСТОРИИ»
«Очень простая история» Г. Бызгу в ТЮЗе им. А. Брянцева -
Александр Вислов
В ТЕМНОТЕ
«Наваждение Катерины» А. Песегова в Минусинске -
Марина Дмитревская
О СПЕКТАКЛЕ
«Наваждение Катерины» А. Песегова в Минусинске -
Арина Шепелёва
BLANC-MANGER ДЛЯ БЕДНЫХ
«Revizor» А. Горбаня в Тюменском театре драмы и комедии -
Марина Дмитревская
«НАД СКУКОЙ ЗАГОРОДНЫХ ДАЧ...» - PERSONALIA
-
Алсу Валиулина
ТЕАТР РАШИДА ЗАГИДУЛЛИНА - АНТРАКТ
- Я И ТЕАТР
-
Сергей Денисенко
ВОСПОМИНАНИЕ О РЕЧЕВОМ ТРЕНАЖЕ - ФЕСТИВАЛИ
-
Елена Строгалева
В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ...
Фестиваль «Театральный остров-2003» -
Надежда Таршис, Марина Дмитревская
О СПЕКТАКЛЕ
«Метафизика двуглавого теленка» О. Рыбкина в театре Сатиры на Васильевском -
Евгения Колоскова
РАДУГА В БЕЛЫЕ НОЧИ
IV Международный фестиваль «Радуга» -
Елена Дележа
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ, ИЛИ ТИХИЙ АНГЕЛ
«Чайка» А. Латенаса в Калининградском областном драматическом театре -
Елена Борисова
МАЛЬЧИК С ДЕВОЧКОЙ ДРУЖИЛ...
«Не про говоренное» М. Покрасса
в Центре драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина -
Марина Дмитревская
СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ — 2003 -
Александра Лаврова
ТЕАТР И МОРЕ... ЛЮБВИ
МИНИФЕСТ в Новосибирске -
Елена Строгалева
МЕЧТЫ ГЛОБАЛИСТА
Фестиваль «ЛЮБИМОВКА–2003» -
Наталья Санникова
ДЕТИ МАЯ
XIV фестиваль «Майские чтения» в Тольятти -
«ЧЕХОВА КАЖДЫЙ ДУРАК ПОСТАВИТ...»
Беседу с режиссером Михаилом Угаровым ведет Елена Строгалева -
«СОЦИАЛЬНОСТЬ ИЛИ СМЕРТЬ!»
Беседу с драматургом Иваном Вырыпаевым ведет Марина Дмитревская -
М. Пугель
МАЖОР В ТАМБУРЕ - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
-
Галина Титова
В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕРНА -
Любовь Овэс
«ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ» ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА - «НОВАЯ МИСТЕРИЯ-БУФФ» ПЕТРА ФОМЕНКО
-
Елена Сизенко
ЧЕТЫРЕ ДИАЛОГА В МАСТЕРСКОЙ -
Алла Шендерова
КАК ВАЖНО БЫТЬ НЕ КОМИЛЬФО
«Лес» П. Фоменко в Комеди Франсез - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
-
Татьяна Джурова
ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ
«Sine Loco» в Русском инженерном театре AXE -
Андрей Кириллов
«DEREVO» В ОКЕАНЕ
«Острова в океане» А. Адасинского -
Лариса Барыкина
С МЫСЛЯМИ О НЕМ
«Выход» С. Смирнова и «Смотрящие в бесконечность» О. Поны -
Ирина Черномурова
«ЧАЙКА» ЧЕХОВА ПО НОЙМАЙЕРУ -
«НАСТОЯЩЕЙ ЦЕННОСТЬЮ
ДЛЯ МЕНЯ ЯВЛЯЕТСЯ
САМ ТАНЦОВЩИК»
Беседу с Александром Прокофьевым ведет Юлия Бурякова -
«Я ЭТО ДЕЛАЮ —
ПОТОМУ ЧТО Я ЭТОГО ХОЧУ»
Беседу с Виктором Крамером ведет Мария Смирнова-Несвицкая -
«ПОТОМУ ЧТО НИКТО
НИЧЕГО НЕ ДАСТ...»
Беседу с Виктором Крамером ведет Марина Дмитревская -
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
«Руслан и Людмила» В. Крамера в Большом театре -
Елена Третьякова
ОПЕРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ — 2003 -
Гюляра Садых-заде
КРОТКИЕ ГИГАНТЫ НАБЛЮДАЮТ...
«Кольцо нибелунга» в Мариинском театре -
Мария Шпаковская (Номан)
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР:
ПАРИЖ — ЛИССАБОН — ПЕТЕРБУРГ
«Демон» Л. Додина и «Чародейка» Д. Паунти в Мариинском театре -
Владимир Дудин
VERBUM NOBILE
«Verbum mobile» А. Свяцкого в театре «Зазеркалье» -
Юлия Бройдо
ОБРЕТЕННАЯ ЭВРИДИКА
Спектакли Варшавской камерной оперы в Петербурге -
Дмитрий Абаулин
ВАРШАВСКИЕ МИНИАТЮРЫ -
Елена Третьякова
КОГДА СМЕШНО И СТРАШНО...
«Жизнь с идиотом» Г. Барановского в Новосибирском театре оперы и балета -
Нора Потапова
ТИХАЯ ДРАМА
«Лолита» Г. Исаакяна в Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского -
Марина Логинова, Марина Колмакова
XVI СОБИНОВСКИЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ -
Владимир Михельсон
ЛАБИРИНТ МИРА И РАЙ ТЕАТРА
Пражская Квадриеннале -
«ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА СМОТРИШЬ НА ГОРЫ ИЛИ НА МОРЕ»
Беседу с Ярославом Душеком ведет Татьяна Айзитулова - ХРОНИКА
-
Виктория Аминова
ИДУЩАЯ ЗА ПРЕДЕЛ
«...Она — я — не я и она...» А. Слюсарчука в театре «Особняк» -
Надежда Таршис
НА ФОНЕ ПУШКИНА
Премьеры Пушкинского центра -
Надежда Таршис
20 ЛЕТ ИЛИ ЖИЗНЬ «ИГРОКОВ»
«Игроки» И. Владимирова в Театре им. Ленсовета -
Людмила Филатова
ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ
Творческий вечер Молодежного театра на Фонтанке -
Я БЫ СЕЙЧАС ГАМЛЕТА НЕ ИГРАЛ
Беседу с Артемом Цыпиным
ведет Людмила Филатова -
Олег Глебов
НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ВЗДОХ -
Владимир Дудин
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА АРХИВНОЙ МУЗЫКИ -
Ольга Макарова
ВЫПУСКНЫЕ СПЕКТАКЛИ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА -
Этери Кекелидзе
НЕ «ГАМЛЕТ» И БЫЛ...
«Elsinore» А. Прикотенко
в Новом драматическом театре -
Ольга Савицкая
МОРЕ И ПНИНА
«Море… Ночь… Свечи» Э. Митницкого
в Театре драмы и комедии «На Левом берегу Днепра» (Киев) -
Владимир Дудин
ТАТАРСКИЙ «НАБУККО»:
ПРИНОШЕНИЕ XIX ВЕКУ
«Набукко» Д. Криефа
в Татарском театре оперы и балета
им. М. Джалиля
комментарии