Петербургский театральный журнал
16+
№ 61

В НОМЕРЕ:


КОМУ НУЖНЫ ТЕАТРОВЕДЫ?

Теперь много умных людей сидит и думает, как в ситуации «подполья» сохранить профессию, как обмануть «Болонью», как мимикрировать под госстандартный маразм, не утратив того, что накоплено и работает много десятилетий. Это, по сути, гуманитарная катастрофа, не удивительная, впрочем, для дичающей страны.

«МГНОВЕНИЕ ДЛИТСЯ ВЕЧНОСТЬ» М. КАРБАУСКИСА В РАМТЕ

Карбаускиса словно приговорили к Смерти. Он всегда ставит о смерти — это основополагающая тема его творчества, магистральная линия сюжетов его спектаклей, и все это уже стало аксиомой: жизнь в его театре — всего лишь переходная форма существования.

«ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА» Е. МАРЧЕЛЛИ В ЯРОСЛАВЛЕ

Как проще всего сказать, про что спектакль Марчелли? Про женщину. Женщи ну, показанную со стороны, глазами мужчины, темную, пугающую, манящую. Про «id», поглотившее «я», про «либидо», вырвавшееся на свободу, губительное как для окружающих, так и для его носителя.

«ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ» И «ИЮЛЬ» И. ВЫРЫПАЕВА В ТЕАТРАХ ПЕТЕРБУРГА

Поставить Ивана Вырыпаева — значит не только «поставить» на верную лошадку, но и взять материал, который действительно дает возможность для круга интерпретаций, решения новых задач.

«МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ» В ТЕАТРАХ ПЕТЕРБУРГА

Герои Арбузова не обустраивают жизнь, а, скорее, стараются от ее обустройства, ее тишайшего, баюкающего течения убежать, скрыться, отмахнуться. Такая манера поведения, глубина чувствования, такого рода наивность и прекраснодушие — свойства века минувшего, а не нынешнего.

«РЫЖИЙ» В «МАСТЕРСКОЙ П. ФОМЕНКО»

Если знать интонацию и нутро поэзии Рыжего, то сомнений в верности принципиального и жалостливого взгляда «фоменок» на те «баснословные года» не останется.

ЛАБОРАТОРИЯ «ON.ТЕАТР» — 2010

Проблемы возникали острые. Недоделанные пьесы встречались с малоумеющими режиссерами, да еще стремящимися на большую сцену. На материале новых пьес нам показывали старый театр, но ведь и сами новые пьесы не делают театру новых предложений.

СПЕКТАКЛИ МАСТЕРСКОЙ В. М. ФИЛЬШТИНСКОГО

В Мастерской В. М. Фильштинского каждое поколение учится немного иначе, чем предыдущее. Конечно, остается без изменений путь от этюдов к свободному, живому, подробному, от первого лица, существованию в любой драматической реальности.

«КЬОДЖИНСКИЕ ПЕРЕПАЛКИ» В МАСТЕРСКОЙ Г. ДИТЯТКОВСКОГО

Почти неореалистическую жизнь Дитятковский очистил от крепкой простонародности, зато приправил текст итальянскими словечками-междометиями вроде «a punto!» или «que merabilia!», стилизовал костюмы — чулки, льняные юбки, нарукавники словно списаны со старых гравюр.

«КАРТА МЕСТНОСТИ»

Через театр показать контекст. Общее состояние сегодняшнего времени. Ведь до возникновения театра, город — не город вовсе, а село. Театр в этом смысле — градообразующее предприятие. Первопроходцы «Карты местности» рисуют свои города абсолютно по-разному.

«ЗАПАХ ТЕАТРА»

Пытаясь сделать так, чтобы память заговорила, мы задали режиссерам, актерам и критикам один и тот же вопрос. Попросили их вспомнить запах слова «театр». Это вопрос, уводящий в детство.

ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ

Классический текст за живое не задевает. Он только передает нам уже известные культурные коды, заученные, ставшие традиционными смыслы, привычные и удобные, понятные и комфортные. Он может обновить эмоции, нарастить их. Он подтверждает то, что уже есть внутри нас.

Учрежден
6 июля 1992 года

УЧРЕДИТЕЛИ АНО «Петербургский театральный журнал»

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»

ИЗДАТЕЛЬ
АНО «Петербургский театральный журнал»

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская

НАД НОМЕРОМ РАБОТАЛИ
Светлана Щагина, Надежда Стоева при участии Оксаны Кушляевой, Софьи Козич, Ольги Каммари

РЕДАКЦИЯ
Мария
Смирнова-Несвицкая, Елена Третьякова, Евгения Тропп, Людмила Филатова

литературный редактор Елена Миненко

ответственный секретарь Надежда Стоева

макет, обработка иллюстраций Юкка Малека

исполнительный директор Мария Левская

бухгалтер Елена Зуева

администраторы Анна Боброва, Никита Деньгин

веб-мастер сайта Александр Гребеньков

модераторы сайта Светлана Щагина
(блог),
Елена Вольгуст («Пресса»), Екатерина Гороховская («Биржа»)

АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс 8 (812) 579-67-73

ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru

При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна

Рукописи не рецензируются

Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС78-9097Р от 11 апреля 2008 г.

ISSN 0869-8198

Цена свободная

© «Петербургский театральный журнал»

№ 3 [61] 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ