«Сераковский». Театр «komuna//warszawa».
Идея и постановка Гжегожа Лящука

На XXXII фестивале «Варшавские театральные встречи» практически в каждом спектакле подвергалась сомнению система ценностей, доставшаяся в наследство от прошлого века. Например, в «Песни о матери и отчизне» Польского театра (Вроцлав) режиссер Ян Клята насмешливо, в жанре панк-оперы, исследовал взаимоотношения бабушек, прошедших Вторую мировую войну, с мамами, пережившими кризисы 1970–1980-х годов, и с дочками, которые уже выросли к моменту, когда Польша вступила в Евросоюз. Каждое поколение в диалоге с другими получает в наследство традиции и представления о мире и проверяет их на прочность. В спектакле «III фурии» театра им. Елены Моджевской (Легница) истории матери, бросившей своего ребенка из-за социальной необеспеченности, и женщины, переспавшей с немцем ради того, чтобы выжить, рассказанные остро, с болью, тут же осмеивает, обстебывает конферансье с красными глазами и красными ногтями. Он разрывает рубашку, обнажив пропитанные кровью бинты на груди, и со всей силы тыкает в рану микрофоном, извиваясь якобы от боли и хихикая. Бередить старые раны уже неприлично, кризис гуманизма наступил еще в прошлом веке. Польский театр обращается с национальными святынями так же, как этот конферансье: проверяет их на прочность иронией, издевкой, стебом, смешивает с мусором массмедиа. А после достает и смотрит с надеждой — а вдруг грязь не пристает? Вдруг — настоящее?
Альтернативный же мейнстриму театр
«komuna//warszawa» тоже устраивает проверку, только не наследия прошлых эпох, а системы ценностей современного человека.
«komuna//warszawa» известна в России благодаря «Железнодорожной опере», показанной в прошлом году в рамках польской программы «Золотой маски» (копродукция с «Liquid theatre») на Киевском вокзале. Обычные с виду пассажиры с чемоданами, в теплой одежде начинали танцевать в залах ожидания и на платформе под музыку, которая, чтобы не помешать работе вокзала, транслировалась в наушники. Это был единственный случай, когда в фестивале «Золотая маска» участвовала труппа, собранная из людей без профессионального актерского и режиссерского образования.
Театр существует уже больше двадцати лет (до переезда
в Варшаву он назывался komuna Otwock). Сейчас
он находится на чердаке под крышей дома
У «komuna//warszawa» два направления работы. Одно из них называется «Re//mix» и посвящено диалогу со спектаклями Тадеуша Кантора, Пины Бауш и т. д., ставшими сегодня классикой, и их интерпретации. Другое — это серия постановок, основанных на биографиях реально существующих людей, например создателя Баухауса Вальтера Гропиуса, экономиста и философа Джона Стюарта Милля, китайского императора Юнлэ династии Минь. Год назад появился спектакль о Славомире Сераковском, польском лидере левых, которому удалось популяризовать левые идеи в парламенте и создать журнал «Политическая критика», а затем спровоцировать одноименное международное движение. Кроме политики он занимается литературной и театральной критикой, делает перформансы и пишет пьесы. Но «komuna//warszawa» не интересуется его настоящим — они сочиняет его будущее.
Огромное пространство чердака, бетонные квадратные столбы и пол. Слева и справа на небольших передвижных платформах сидят два музыканта за огромными пультами: женщина играет на электроскрипке, мужчина — на ударных. На стене в глубине — проекция белого яйца на черном фоне. Три актера, одетых в белые водолазки и черные штаны, с мышиными ушами на голове попикивают, как будто подражая какому-нибудь гаджету, и рассказывают, что спустя пять лет после польского объединенного конгресса левых 2014 года Сераковский стал буддистом и не ест ничего, кроме бананов. И тут они замолкают, словно у них разрядился аккумулятор. Следующий номер — объявление о нашествии марсиан. На проекции — белые летающие тарелки. Мужчина в светящемся зеленым костюме водит руками. Перед ним под панические крики радистки «Сераковский, Сераковский!» ритмично, словно в армии, вскидывают руки, падают безжизненно, снова встают мужчина и женщина.
Здесь нет актеров, нет ролей (создатели спектакля даже отказываются называть свои имена), есть только исполнители партитуры сценических действий. Остановившиеся глаза, ноль-позиция. Словно в армии или в спортзале, каждое движение четкое, исполняется под определенный ритм. Либо это музыка, либо возгласы одного из мужчин, либо сложный стук теннисных мячиков, которыми играют музыканты в одном из номеров.
Кажется, историю будущей жизни Сераковского
вот-вот расскажут, но это ложное впечатление. Сначала
она развивается линейно. В 2014 году Сераковский
стал буддистом. В 2021 году был избран премьер-министром.
На время его правления пришлись суровые
годы: марсианское нашествие, затем революция
в Китае. В


Подобное разрушение сюжета и смысла происходит в каждом из номеров спектакля, и этот прием становится объединяющим принципом действия: если что-то говорят (или поют), то повторяют до полной потери смысла слов, то же самое — с игрой с предметами. Отличной иллюстрацией этому служат субтитры на английском, сделанные специально для иностранцев: сначала все соответствовало польскому, а потом ухо с удивлением уловило простые славянские слова, никакого отношения не имевшие к сложному политическому дискурсу, транслировавшемуся на английском. Прием повторился: актер громко орал «Красную Шапочку» Шарля Перро на французском, а в субтитрах, как прежде, было совсем другое. Деконструкция по Деррида, примененная на практике в театре: смыслы разрушаются уже в момент рождения. Кульминационной точкой становится сцена с буквами (с предметами «komuna//warszawa» работает в том же стиле, что и театр «АХЕ»). На пол проецируется латинский алфавит. Исполнители с помощью зеркал, отражающих буквы, переносят проекцию на стену, складывая фразу «future darkness», напоминающую, что будущее неизвестно. Но вдруг проекция алфавита сменяется другой, видны только разрозненные буквы и черные пятна. Потом исчезают и они.
Выдумывая биографию Сераковского, «komuna// warszawa» работает с клише восприятия будущего современным человеком, воспитанным на кино о глобальных катастрофах и ежедневных выпусках новостей. Для нас реальность принимает те формы, которые дают ей СМИ. Так 11 сентября на экранах телевизоров выглядело как голливудский фантастический фильм об очередном Апокалипсисе. Настоящее же ускользает из рук. Поэтому необходимо разрушить сам способ такой коммуникации, чтобы быть способным воспринять жизнь и ее катастрофы без 3D-очков современных массмедиа.
Апрель 2012 г.
Комментарии (0)