Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ

П. Пряжко. «Я свободен». театр post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов

В апреле Дмитрий Волкострелов собрал зрителей в арт-центре на Белинского, 6, в комнате, приспособленной для кинопоказов. По всем правилам современного искусства, которое условилось быть элитарным, — в основном все зрители — «свои». На экран выведен чистый голубой дисплей ноутбука. В левом верхнем углу имеется папка, с наивной лихостью названная «Я свободен». По-хорошему тут можно было бы и разойтись.

Но это пролог. А условия театральной игры — мы вне форматных театральных стен. Актер у нас один, да и тот — режиссер. И не на сцене, а перед проектором, с персональным ноутбуком, неясным намерением и пачкой сигарет.

Мягким жестом Волкострелов просит тишины и открывает папку. В ней несколько мб фотографий. Их режиссер сначала прокручивает — глядите сколько. А дальше жмет — «показать слайдшоу».

Так пьеса Павла Пряжко буквально осуществилась — в виде фототекста — режиссером Д. Волкостреловым и стала спектаклем «Я свободен». Именно спектаклем, потому что фототекст — хоть и самая приметная его часть, но не единственная. Перед нами стоит человек и показывает фотографии, сделанные не им, а персонажами пьесы. Изредка он перемежает просмотр репликами — опять же не своего сочинения. Кроме того, наличия собственной внутренней жизни, не имеющей отношения к персонажам пьесы, этот человек не скрывает: стоит, устает стоять, вжимает голову в плечи, закуривает. Значит, перед нами — актер в роли. Просто отношения с ролью у него особые: он ее не проживает, не сливается с нею, а отстраненно комментирует. И по совместительству является режиссером — автором этого спектакля.

В фотошоу вшиты три истории. В каждой из них — свой рассказчик, спрятанный за объективом фотокамеры. Она становится его глазами, а содержание кадра — содержимым его сознания. Три истории (как и три героя) переходят друг в друга незаметно: просто меняется окружающая среда, преобладающий в ряду кадров пейзаж. И возникает универсальный обезличенный герой. Некто. Один из. Неважно какой.

Сцены из спектакля «Я свободен». 
Фото А. Петровой, П. Пряжко

Сцены из спектакля «Я свободен». Фото А. Петровой, П. Пряжко

Все снимки сделаны по ходу перемещения героя в пространстве. Первая фотолента — путешествие на автобусе, вторая — прогулка в парке, третья — на детской площадке. Но это не репортажи, тут главное — плыть по течению, а не фиксировать, не дай бог, потенциально возможные события или наблюдения. Да такой герой ни о чем судить и не в состоянии.

В состоянии сам Волкострелов — но он намеренно избегает всякой оценки. Затем и понадобился фоторяд — для объективации изложения.

Подробная дорога из окна автобуса — с лужами, хилыми деревянными домишками. В стекле отражается белая вязаная девичья шапка — как свернувшийся в комок зверек. Номер в унылой гостинице, наследство советского прошлого: полированный стол, стул. Убывающий с каждым кадром бутерброд. Меняется картинка, но неизменно другое — в кадре нет ни сюжета, ни людей (только изредка возникают девичьи ноги в полосатых носках, силуэты в парке и детские пухлые шаровары — исключительно как детали природного ландшафта). Да, жизнь небогата. Или?.. Вот фотограф подходит к окну и, надо полагать, стоит там прилично.

Шоссе. Машины, машины, машины. И тут зритель, как компьютер, начинает зависать. Течением фотожизни он повергается почти что в медитацию. Лента смотрится, как спектакль кабуки без перевода.

Театральный человек, однако, Дмитрий Волкострелов! В его спектакле даже есть подсадное лицо. По окончании первого получаса, когда к некоторым зрителям приходит законная усталость от монотонного действа, из первого ряда встает парень. У него — замечательный апарт и антре наоборот: «Прикольно, да, конечно, тут. Но чё-то затянуто», — в голос говорит зритель и покидает зал.

А перед оставшимися — лодки, лодки, лодки. Деревья, деревья, деревья. Качели, качели, качели. Движение между кадрами стремится к нулю. И вдруг — то снижение, то рывок вверх. Пример номер раз: на фото мокрая дорога городского парка. Волкострелов рапортует: «Радостная встреча». Зритель ждет и слышит дальше: «Она оказалась сукой». А в кадре бросаются друг к дружке две черные нечесаные собаки. И — перебой второго вида: открытый горизонт, а над грязным осенним промозглым пляжем — вдруг — гипнотизирующий шар огромного солнца. И между этими двумя полюсами — между спаривающимися щенками и закатом, между тошнотворными тюлевыми занавесками в гостинице и каплями дождя на стекле (капля раз, капля два — остановки на мелочах, которые и есть жизнь) — балансирует за монтажным столом режиссер. И, в общем, удерживает равновесие.

Но белого письма, как давно показал опыт Камю, не бывает. Монтаж и отбор того, что попадает в кадр, — принципиальны. И получается, что существование, по Волкострелову, — это череда мгновений, вспышек остро прочувствованного бытия. Все люди, ненароком попадающие в кадр, даются со спины или через плечо. Даются глазами человека, который всем и всему — посторонний. Но не только он, мы все, конечно, мы все. И жизнь наша предстает как одно затянувшееся путешествие без цели, без вектора — только одинокие км пути на карте земли. И потому, говорит мне режиссер, ты можешь быть абсолютно свободен. Или тотально не, додумываю я, что, разумеется, односмысленно.

Ведь у зрителя — своя память тела и мысли, и никто тебя не просит ее вырубать на входе вместе с мобильным телефоном. И перед нами — та самая blue room, о которой когда-то пела группа U-2, голубой экран ноутбука, где все — твое, твои вопросы и ответы (если тебе это все вообще надо). Такой прием — totally inside — запускает в зрителе детскую память, память ощущений еще чистого и неизменно инакого сознания.

Д. Волкострелов в спектакле «Я свободен». 
Фото А. Петровой

Д. Волкострелов в спектакле «Я свободен». Фото А. Петровой

Волкострелов выступает отстраненно и действует формальным приемом: он работает ритмом. Ничто, казалось бы, не предвещало, но в какой-то момент зал вдруг рванул вперед, а потом опять рассредоточился-расплылся в отдельных зрителей. Дышит в ритме, заведенном режиссером.

При этом, когда режиссерским приемом мне говорят: я изображаю ничто, — я вижу глубоко личное, лирическое высказывание. Когда настаивают, что выступают безоценочно, — я вижу тоску по мысли, по человеку. Или это моя тоска? Может быть, и моя. И, скорее всего, я в данном случае как раз правильный зритель — глупый, легко провоцируемый.

Пьеса, написанная про поколение людей coca cola light, — и провокационный режиссерский манифест. Кто и от чего намерен освобождаться (или уже свободен), конечно, предполагаешь с самого начала. Скорее всего — все и от всего. Своих персонажей Пряжко заранее освободил от всякого давления мысли. А режиссер, изображая их жизнь подробно и не без удовольствия (это сродни художнической влюбленности Ги де Мопассана в пошлость жизни, которую он самозабвенно клеймил), одновременно освобождает себя от любой оценки, от авторства, обрывает связи со своим спектаклем и, видимо, хотел бы оторваться от театра вообще. И оторвать зрителей. Техниками, схожими с медитативными, режиссер выключает нас из времени реальной жизни, и мы незаметно погружаемся в такое состояние, которое имеет отношение к свободе. Если не будешь ввязываться в жизнь, будешь свободен: это тоже позиция, и она понятна и уважительна. Но верно и то, что человек созерцающий свободен так же, как и человек творящий.

Апрель 2012 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.