Во время фестиваля после каждого спектакля актеры читали открытое письмо с требованием изменений в культурной политике страны. Удивительная сплоченность людей и их решительность показывают, как надо защищать свои права.
Мы, люди театра, хотим поделиться с вами своей глубокой тревогой, касающейся существования публичного театра в Польше.
Впервые со времен военного положения мы пытаемся выступить вместе, как единое сообщество. Мы обращаемся к вам не ради частных интересов одной из театральных группировок. Дело гораздо серьезнее. Дело в польской модели художественного театра, существование которой сегодня поставлено под угрозу. И мы надеемся, что эта модель имеет значение не только для нас, но и для вас — наших зрителей, с которыми мы ведем диалог и совместно творим культуру.
Несколько дней назад чиновники из маршалковского управления воеводства Нижняя Силезия, не проконсультировавшись ни с актерскими коллективами, ни с творческими союзами, ни с Министерством культуры, решили изменить устав местных театров и уволить директоров, заменив их менеджерами из мира бизнеса. Таких беспрецедентных ситуаций приходится наблюдать все больше.
В Варшаве хронически отсутствует продуманная театральная политика. Директора меняются по воле случая, Управление культуры не может сформулировать конкретных рекомендаций для отдельных театров, не в состоянии представить общественности Варшавы никакой стратегии для театров. Под вопросом — будущее одного из самых значимых и заслуженных польских театров: Драматического. Высказывания представителей власти, ставящих Драматическому в пример коммерчески успешные развлекательные театры, свидетельствуют о полном отсутствии у них чувства ответственности за польскую культуру. А между тем городские театры столицы крайне недофинансированы, им не хватает средств на то, чтобы выпускать и играть спектакли. В этом году им вновь урезали дотации на очередные 12 процентов. Эти деньги были переведены в бюджет рекламы и продвижения города, возросший почти вдвое, с 35 миллионов злотых в прошлом году до 60 миллионов в нынешнем. В то же самое время дотации театров снижены с 91 миллиона до 80 миллионов злотых. Настоящую рекламу городу создали бы прославленные в Польше и за границей художественные театры.
Сила польского театра заключается прежде всего в разнородности его языка и эстетики. Эта разнородность вскоре может превратиться в однотипный коммерческий продукт. К сожалению, большинство чиновников, от которых зависит финансирование, ведут себя так, словно вообще не нуждаются в некоммерческой культуре. Они предполагают, что и общество также в ней не нуждается.
Дотации театров систематически уменьшаются. Долги, образующиеся в результате сокращения бюджета, становятся аргументом против артдиректоров, а не против чиновников, ответственных за эту ситуацию.
Дело, за которое мы боремся, — это польский художественный театр, явление уникальное. Мы знаем, что со временем театр меняется, должна подвергаться изменениям и его институциональная форма — однако не ценой разрушения. И потому мы требуем широкомасштабных систематических консультаций с сообществом театральных деятелей, требуем дебатов о финансировании театров в Польше, ведущихся под иным углом зрения, нежели получение прибыли. Театр — это не фирма, не продукт; зритель — это не клиент. Мы должны расставаться не с артистами — мы должны расставаться с некомпетентными функционерами.
Перевод с польского Елены Янус
Комментарии (0)