Роза Хайруллина — моя любовь. Не вспомню, в каком году я ее увидела впервые. Кажется, в конце 80-х, в Казани. Нас ВТО отправило туда посмотреть спектакли Бориса Цейтлина. Первыми в афише стояли «Звезды на утреннем небе». Вряд ли это произведение нуждается в дополнительных рекомендациях: фальшивая, клюквенно-сентиментальная вещица о высланных за пределы Москвы на время Олимпиады проститутках. Из нее Цейтлин сделал хороший спектакль. На сцене стояли металлические кровати, окруженные плотным милицейским кордоном. Милиционеры были молоденькие и настоящие. Они придавали естественность происходящему. Они… и Роза. Она играла Марию. Роза — некрасивая. Но она — великая трагическая актриса, а потому через пять минут после ее появления на сцене женщины прекраснее представить себе нельзя. Она относится к тем актерам, которых называют умными и пытливыми. Читает книги, донимает режиссеров, требует от партнеров самоотдачи. Сама она, как говорится, «наматывает кишки на руку». Себя не щадит. Переживает чужую жизнь, как свою. Ей нельзя сказать «не верю». Нельзя, даже когда она играет вроде бы небольшую роль. Например, Красного Ариэля в «Буре» Шекспира и того же Цейтлина. Там было четверо Ариэлей, Ариэлей-актеров, равно любящих и ненавидящих своего режиссера — Просперо. Они выполняли все его прихоти, капризы и приказы. Но срывался только один: Красный Ариэль. Роза Хайруллина. Она говорила о свободе, как о счастье. Она молила хозяина отпустить ее на волю. Несколько секунд — и какой силы воспоминания. Я пишу и вижу ее глаза — пылающие, черные, влюбленные. Вот кто должен был играть Джульетту и леди Макбет, Заречную и Ирину, Жанну Д’Арк и шута в «Короле Лире». А ей ничего этого не досталось. Что-то смешное в «Неугомонном духе» было, хозяйка борделя в «И был вечер, и было утро» по прозе Бориса Васильева была, была Панночка в пьесе Нины Садур, но в неудачном спектакле. И совершенно русская — платком перевязанная — баба в российско-голландском проекте «Неточка Незванова». Символ национального, а не всечеловеческого страдания. Вот это слово. Страдание. И его сгусток — Роза Хайруллина. Кровоточащий комочек чужой боли.
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.

-
Марина Дмитревская
«ШЕПТАЛЬНАЯ КОМНАТА» В НЕВЬЯНСКОЙ БАШНЕ - ПEТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
-
Татьяна Марченко
ВРЕМЯ РАСПЛАТЫ
«Чевенгур» Льва Додина в МДТ — Театре Европы -
Дмитрий Циликин
«ИСТИНА ТЕЛА» ЛЬВА ДОДИНА -
Евгений Гриневецкий
В ОТСУТСТВИЕ ДИАЛОГА -
Марина Тимашева
ПРЕВРАЩЕНИЕ В АД -
НА ГОРЬКОМ ПУТИ ПОЗНАНИЯ
«Жак и его господин» В. Пази в театре им. Ленсовета. -
«МЫ ХОТИМ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО СЧИТАЕМ НУЖНЫМ»
На вопросы «Петербургского театрального журнала» отвечают Ирина Соколова и Анатолий Праудин -
«СУСАЛЬНЫЙ АНГЕЛ СМОТРИТ В ЩЕЛКУ»
«Крокодил» А. Праудина в театре «Балтийский Дом» -
Евгения Тропп
«ДНИ ТУРБИНЫХ»
«Дни Турбиных» С. Спивака в Молодежном театре на Фонтанке. -
Юрий Барбой
ХРОНИКА ТУРБИНЫХ -
Евгений Соколинский
О СПЕКТАКЛЕ С. СПИВАКА «ДНИ ТУРБИНЫХ» -
Марина Дмитревская
О СПЕКТАКЛЕ С. СПИВАКА «ДНИ ТУРБИНЫХ» -
Марианна Димант
Леонид Дубшан
«РАЗ ГПУ, ЗАЙДЯ К ЭЗОПУ... »
«Самоубийца» П. Шерешевского
в театре им. В. Ф. Комиссаржевской -
Мария Смирнова-Несвицкая
«ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ ЕЩЕ ДЕЙСТВУЕТ?»
«Счастливые дни» Владимира Михельсона в театре «Особняк» -
Надежда Таршис
P. S. ЛИАНА ЖВАНИЯ И КУХНЯ АБСУРДА -
Нина Рабинянц
И ВДОХНОВЕНЬЕ...
«О вы, которые любили...» Г. Тростянецкого в Пушкинском театральном центре -
Ольга Скорочкина
О СПЕКТАКЛЕ Г. ТРОСТЯНЕЦКОГО «О ВЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ...» -
Марина Дмитревская
О СПЕКТАКЛЕ Г. ТРОСТЯНЕЦКОГО «О ВЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ...» -
Надежда Таршис
О СПЕКТАКЛЕ Г. ТРОСТЯНЕЦКОГО «О ВЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ...» -
Евгений Соколинский
О СПЕКТАКЛЕ Г. ТРОСТЯНЕЦКОГО «О ВЫ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ...» -
Мария Смирнова-Несвицкая
ВОЗМОЖНО!
«КаВеО» Светланы Свирко в театре «Балтийский дом» -
Евгений Соколинский
ГОГОЛЬ БЕЗ МАСОК
«Голь» Романа Смирнова в Театре «На Литейном» -
Денис Беседин
FACE/OFF — ГОЛЬ
«Голь» Романа Смирнова в Театре «На Литейном» -
Ольга Савицкая
ПРОФЕССИЯ: ИСКУССТВО
Выставка Александра Орлова и Ирины Чередниковой - ПОЧТА ДУХОВ
-
Марина Дмитревская
«ПОЧТА ДУХОВ»
М. Дмитревская — в журнал «Театр» Р. П. Кречетовой -
Валентина Найдакова
О Н. В. ДЕМИДОВЕ
(Вслед за материалами в СМИ) - АНТРАКТ
-
Марина Дмитревская
150 ЛЕТ ОМСКОЙ ДРАМЕ - ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
-
Ольга Савицкая
ОЧЕРКИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ -
Екатерина Гороховская
«РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Фестиваль в Екатеринбурге -
Екатерина Гороховская
ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ ТИШИНОЙ
«Житие и страдание преподобной мученицы Февронии» А. Праудина в Екатеринбургском ТЮЗе -
Анна Некрылова
ТЕАТР И/ИЛИ ДЕЙСТВО?
«Житие и страдание преподобной мученицы Февронии» А. Праудина в Екатеринбургском ТЮЗе -
Марина Дмитревская
ИСТОЧНИК -
Анатолий Праудин
МОНОЛОГ ОБ АКТРИСЕ
Монолог об актрисе -
Марина Тимашева
О СВЕТЛАНЕ ЗАМАРАЕВОЙ -
ЧЕРНЫЕ АЛМАЗЫ И ПТИЧЬИ МЕХА
Роза Хайруллина -
Марина Тимашева
О РОЗЕ ХАЙРУЛЛИНОЙ -
Марина Дмитревская
О РОЗЕ ХАЙРУЛЛИНОЙ -
Ольга Скорочкина
ЗИМНЯЯ ПОЧТА
Фестиваль «Рождественский парад» в Петербурге -
Эльвира Гафарова
ДОМ ДЕТЕЙ И ПТИЦ, ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ КОМЕДИАНТКИ
Театр в Набережных Челнах -
Ольга Скорочкина
И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ...
«Уйди-уйди» Н. Коляды в Свердловском театре драмы -
Марина Дмитревская
«ПТИЧИЙ ДВОР» ТЕАТРАЛЬНОЙ КУБАНИ
Фестиваль «Театральная Кубань-99» -
Елена Третьякова
ИСПЫТАНИЕ ВЕРНОСТИ -
Марина Дмитревская
В ПРИСУТСТВИИ ЛЮБВИ И СМЕРТИ
«Старосветские помещики» Марины Глуховской в Омске и Валерия Фокина в Москве -
Евгения Тропп
ТЕАТР ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Фестиваль «Театр без границ» в Магнитогорске -
Анна Иванова-Брашинская
ИСТОРИЯ ТОСКИ НА ЧЕРНО-БЕЛЫХ ФОТО...
«Циники» Алексея Песегова в Минусинске - МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
-
Биргит Боймерс
ТЕАТР КАК СИМУЛЯЦИЯ, ИЛИ ВИРТУАЛЬНАЯ ШИНЕЛЬ
«Шинель № 2737,5» в московском театре «Школарусскогосамозванства» -
Ольга Егошина
БЫВШИЕ ЛЮДИ
«На дне» А. Шапиро в «Табакерке» - ДИРЕКТОРА ТЕАТРОВ, ИЛИ ТЕАТР ДИРЕКТОРОВ
-
«ЧЕМ ХУЖЕ ЖИЗНЬ — ТЕМ БОЛЬШЕ ЛЮДИ ИДУТ В ТЕАТР»
На вопросы «Петербургского театрального журнала» отвечает Б. М. Мездрич -
«РЕЖИССЕР ПРОСИТ — ЭТО ЗАКОН»
На вопросы «Петербургского театрального журнала» отвечает Я. И. Кадочникова -
«ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ БЫЛО ЕСТЕСТВЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ»
На вопросы «Петербургского театрального журнала» отвечает С. Ф. Соколов -
Нора Потапова
В ОПЕРНОЙ АРМИИ ОТЛИЧНО СЛУЖАТ КОНТРАКТНИКИ
О Казанском Театре оперы и балета им. Джалиля - ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
-
Гюляра Садых-заде
АНТИГЕРОЙ В ОКРУЖЕНИИ ТРЕХ ЖЕНЩИН
«Дон Жуан» Йоханнеса Шаафа в Мариинском театре -
Ольга Розанова
О «СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ»...
Реконструкция «Спящей красавицы» Мариуса Петипа в Мариинке -
Мария Ратанова
ЮВЕЛИРНАЯ ЭПОПЕЯ МАРИИНСКОГО БАЛЕТА
«Драгоценности» Джорджа Баланчина в Мариинке -
Татьяна Кузовлева
ИДЕИ И ОБРАЗЫ БАЛЕТОВ БОЯРЧИКОВА -
Ольга Розанова
«ФАУСТ»
Балет Николая Боярчикова в Театре оперы и балета им. Мусоргского -
Надежда Ганичева
ВЕЧЕР КОМИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ
«Мавра» и «Испанский час» Норы Потаповой в Театре оперы и балета Консерватории -
Катерина Берт
«ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ, СУДАРЬ, В НАШЕМ ГОРОДЕ... »
«Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере» -
ЛИБРЕТТО ВО СНЕ И НАЯВУ
Беседу с Юрием Димитриным ведет Елена Третьякова -
Эдуард Кочергин
РАССКАЗЫ «БРОДЯЧЕЙ СОБАКИ» - БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
-
Ольга Скорочкина
ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС... - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
-
Ольга Скорочкина
30 ЛЕТ СПЕКТАКЛЮ ТЕАТРА ИМ. ЛЕНСОВЕТА «МАЛЫШ И КАРЛСОН» -
Елена Маркова
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
Коган Э. Путешествие во времени. СПб.: 1999. - ПАМЯТИ
- ПАМЯТИ БОРИСА ОСИПОВИЧА КОСТЕЛЯНЦА
- ПАМЯТИ ОЛЬГИ САВАРЕНСКОЙ
- ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ПОПОВА
- ПАМЯТИ ЮЛИЯ ГРИНШПУНА
- ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВОРОБЬЕВА
- ПАМЯТИ ТАМАРЫ АЛЕШИНОЙ
- ХРОНИКА
-
Ольга Скорочкина
«БАЛТИЙСКИЙ ДОМ-99»: PS -
Надежда Таршис
ЧИСТАЯ ТРАГЕДИЯ
«Богом забытая земля» Ю. Макарова в Нюрбинском государственном передвижном драматическом театре -
Елена Строгалева
ИЕРОГЛИФ НА РИСОВОЙ БУМАГЕ
«Академия смеха» В. Петрова в Омском академическом театре драмы -
Евгения Тропп
ОБЛОМ
«Обломов» Роберто Баччи, Понтедера-театр -
Елена Соломон
ПСИХОДРАМА
«Осень и зима»А. Красавина в Государственном Национальном театре республики Карелия -
Кристина Матвиенко
ЗВУКИ КОСМОСУ ЧУДЯТЬСЯ МЕНI (ВАЛЬСИРУЮЩИЕ)
«Три сестры» А. Жолдака в Театре им. И. Франко - ФЕСТИВАЛЬ «СОВРЕМЕННАЯ НЕМЕЦКАЯ ДРАМА В АЛЕКСАНДРИНКЕ»
-
Юлия Акимова
СТАРИННЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФАРС
«Вицмундир» Е.Черной в Александринке -
Е. Т.
ТЕМНЫЙ ЛЕС
«Лес» А.Шапиро в БДТ -
Мария Долматова
ПРОЕЗЖАЯ БОЙКО МИМО...
«На бойком месте» В.Ветрогонова в Театре им. Ленсовета -
Алла Самохина
НЕ СНИМАЕТСЯ КИНО
«Ложь на длинных ногах» Н. Пинигина в БДТ им. Г. А. Товстоногова -
Арина Смородина
ЗАЧЕМ?
«Рейс» («Автобус») А. Ростовского в Театре Сатиры на Васильевском -
Евгения Тропп
УЛОВКА-22
«Наследник Лаптев» В. Каминского в театре «Русская антреприза» им. А. Миронова -
Алексей Пасуев
А НУ-Й ЕГО! ИЛИ КАК ИЗ «СОФОКЛА ДЛЯ БЕДНЫХ» СДЕЛАТЬ САРТРА ДЛЯ УМНЫХ
«Эвридика» Н. Никитиной в Театре Дождей -
Анастасия Бауман
ЮБИЛЕЮ ТЕАТРА КОМЕДИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
Ночной разговор с Блоком и Мейерхольдом о торжественном вечере, посвященном 70-летию театра Комедии -
Елена Борисова
БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ
«Антонио фон Эльба» в Государственном театре «Бенефис» -
Марианна Димант
MADE IN ENGLAND
«Прикосновение» в Лондонском Национальном Королевском театре -
Алексей Гончаренко
МОСКВА: ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ, ИЛИ НЕУДАВШЕЕСЯ ПРЕДОХРАНЕНИЕ
«Севильский цирюльник» в РАМТе -
Надежда Таршис
НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ: ВЫСОКАЯ ПЛАНКА
«Разбойники» в Новгородском театре драмы -
Евгений Соколинский
МОСКВА: СФИНКС И ТЕАТРАЛЬНАЯ ГИДРА
Несколько штрихов к заключительному юбилейному фестивалю «Пушкинская сцена», 1 — 10 декабря 1999 г. -
Евгений Соколинский
ОРЕЛ: ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА, ИЛИ ПЕТЕРБУРЖЦЫ НА ОРЛОВЩИНЕ -
ИРКУТСК: СВИДАНИЯ В ПРЕДМЕСТЬЕ
Иркутский фестиваль «Байкальские встречи у Вампилова»
© 2010–2023 «Петербургский театральный журнал»
Дизайн и разработка сайта — Studio Shweb
Комментарии (0)