Тамара Крехно «покинула сцену». Это клише — само по себе фундаментальная и трагическая театральная ситуация. Остается верить во второе пришествие актрисы.
Продлятся ли Счастливые дни в «Особняке»? Лиана Жвания дает надежду. От додинской Липочки до фантасмагорического дубля в васильевских «Записках сумасшедшего» — актриса поражает концентрацией театральной энергии, очевидной пластичностью в рамках режиссерских задач, она не раз демонстрировала вкус к гротескному рисунку роли, экстравагантной игре (вспомним ее Мадам Маргариту). Самые первые спектакли в «Особняке» с ее участием — это пристрелка: Жвания никогда не была театральной минималисткой, масштаб почтовой марки тоже надо «взять». Вот во втором действии ей удается, наконец, отойти от зрителя на несколько шагов. Чудо! Все нити сразу в ее руках, масштаб «пойман», и Беккет получает достойную, значительную коду.
Испытание для актрисы, до того игравшей перед тюзовским амфитеатром, — немыслимо долгий крупный план первого действия. Его же не только физически выдержать надо (с этим актриса успешно справляется), но и успевать сочетать абстрагированный абсурдистский сюжет с «русской драмой». Переключение, перекличка этих двух пластов были крупной удачей первой исполнительницы. Жвания, похоже, будет играть иначе, иное: абсурд классический она обмакнет в российские реалии с той же истовой естественностью, как котлеты в панировочные сухари. Кухонная карусель — тот же беккетовский песок. У Жвании получится, уже многое получается — даже на спектакле с дюжиной зрителей, из которых десять — театральные критики. (Абсурд на марше!)
Апрель 2000 г.
Комментарии (0)