Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ

Р.  Майнарди. «Антонио фон Эльба». Государственный театр «Бенефис».
Продюсерская группа «Вивикон». Режиссер Роман Виктюк

Премьера нового спектакля Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Р.  Майнарди прошла на удивление тихо и незаметно. Зал ДК им. Горького был заполнен едва ли наполовину, да и то — все больше поклонниками оперного искусства и таланта Е. Образцовой. Народная артистка СССР решилась на смелый эксперимент и предстала перед зрителями драматической актрисой, сохранив при этом имидж звезды оперной сцены.

Роман Виктюк, для которого ставить спектакли о любви так же естественно, как любить, и на этот раз остался верен себе, подарив публике роскошное зрелище с необычной сценографией и шикарными костюмами, наполненное, по его собственному признанию, «энергией человечности, энергией добра, энергией любви». Всеобщая влюбленность, царившая на сцене, не только вызывала благодушие и снисходительность зала, но порой удачно скрывала саму суть происходящего. История Антонио, не сумевшего сделать выбор между «первой» любовью к  73-летней Амалии и жгучей страстью к другу Фьоре, закончилась трагически, но спектакль не об этом. Перед нами, по сути, театр одного зрителя — Елены Образцовой.

Двухъярусная декорация с черно-белым орнаментом в стиле ампир (художник — В. Боер) полукругом огибает сцену. Справа видны подробности закулисья — колосники, белая кирпичная стена с грозной надписью «Не курить!». Ряд софитов, уходящих в глубь сцены, отражается в зеркальном полу, отблески теснятся на стенах декорации, на заднике которой — огромный портрет Образцовой. Прислонясь к колонне, она смотрит вниз из кулисы задумчиво и немного грустно, как будто заглядывает в волшебную шкатулку, наблюдая нелепую суету странных человечков на сцене и неподвижные ряды маленьких любопытных зрителей. Но эта Образцова — не просто часть декорации. Фотография Примадонны становится призмой, через которую можно наблюдать действие на сцене.

Содержание пьесы — лишь сюжет для оперы, в которой могла бы сыграть Образцова. Музыка, которой наполнен спектакль, — фонограммы Образцовой и фрагменты из итальянских опер, срывающиеся со страниц либретто, едва лишь Антонио (Д. Бозин) откроет его.

Костюмам В. Бухинника можно было бы посвятить отдельную поэму: каждый из них, а всего их 36 (!), достоин внимания. Карнавал красок и форм — в первом действии, когда движение любви набирает ход, требуя многообразия цвета в палитре жизни; полосатые цирковые трико в начале второго акта — оттого, что история отношений кажется режиссеру фарсом; скорбные черные костюмы, соответствующие подавленности полутемного пространства сцены, — к тому моменту, когда все точки в нужных местах расставит смерть.

Выход оперной дивы был подан со всеми атрибутами появления звезды: помпезная музыка Бизе, рукоплескания зала, сольный номер на итальянском языке. Однако стоило звезде перейти на русский, чары рассеялись и сразу стало видно, что Елена Образцова — вовсе не Амалия, что сценическое перевоплощение глубоко чуждо ее человеческой природе, а простота и естественность — главные достоинства ее пребывания на сцене. Единственное, что могла позволить себе певица, — это произносить текст «с выражением». Пару раз даже с сильным выражением. К слову сказать, инвектива в спектакле была совершенно неуместна. Впрочем, зал реагировал на это вежливым хихиканьем. Особенно горячо зрители поддерживали любовные порывы престарелой Амалии.

Несмотря на солидный постбальзаковский возраст, героиня Образцовой была полна жизни, хотя и уступала в бодрости своей 90-летней маме (И. Соколова). Игривая старушка при первом же появлении на сцене без труда доказала, что смерть ей не пара. Кучка несерьезных цветных подушечек в инвалидном кресле, наряды одного цвета с платьями Амалии, даже голос, силой своей превосходящий остатки способностей дочери, — все в госпоже Коломбо вызывало восхищение благодаря блистательному владению мастерством гротеска, которое показала Ирина Соколова. Не секрет, что актрисе подвластно практически все. Ее творческие возможности безграничны: с равным успехом она может сыграть человека, животное или, скажем, камень! И здесь, в этом спектакле, только Соколова была примером того, что можно считать настоящим искусством.

Да, конечно, любовь — это метод, это основа отношений режиссера с актерами, актеров со зрителями, но театр — это нечто большее, чем просто любовь, это другая реальность, которую нужно создать силой этой любви. И не последнее место здесь занимает материал, из которого возникает спектакль. Пьеса Р. Майнарди вполне может быть лучшим произведением этого драматурга, но, ей-богу, с нетрадиционными формами любви в ней явный перебор.

Несчастный Антонио, в ранней юности павший жертвой похотливого префекта, был коварно использован и обманут супружеской парой, после чего повстречал на своем пути экстрасенса (экстрасекса) Фьоре, а теперь — наконец-то нашел свою настоящую любовь — 73-летнюю Амалию! Удивительно, отчего он не изменил ей с ее матерью, — по-моему, так было бы гораздо интереснее для всех!

Дмитрий Бозин, проживая вместе со своим героем его бурную жизнь, был излишне нервозен и преисполнен самолюбования. Беззаветная любовь к себе озаряла его бледное лицо и придавала печальную томность движениям его гибкого тела. «Пластика молчания тела выражает больше, чем текст», — считает Р. Виктюк, и, в данном случае, он абсолютно прав. Сколько бы ни твердил Антонио— Бозин о том, что он любит Амалию, поверить в это было невозможно.

Среди персонажей пьесы, например, в эту любовь не верили ни Фьоре (О. Исаев), ни его друзья Фабио (Ф. Махмудов) и Анджела (О. Онищенко). Фьоре был убежден, что Антонио любит только его, и даже сочинил по этому поводу балет, который и был исполнен всем составом к удовольствию публики. Артисты красовались в разноцветных пачках, двигались изящно, но, очевидно, художник по свету к этому моменту заснул. Таким образом, скудное освещение сцены позволило предположить, что балет состоялся где-то в темных закоулках воображения Фьоре. (А может быть, в волшебной шкатулке Примадонны просто села батарейка. )

Два эпизодических лица — Фабио и Анджела — силами артистов превратились в фигуры декоративного характера, без свойств и поступков. И если в пластике Ф. Махмудова читалась ирония в отношении своего персонажа, то О. Онищенко была непроницаема.

Конец первого действия неожиданно воодушевил зал: артисты вышли из образов (те, кто в них был) и разыграли зрителей. Однако после антракта назад, в образы, уже никто не вернулся. То ли пьеса надоела, то ли фантазия иссякла, но второе действие — тягостная клоунада, сменившаяся затем тоскливым абсурдом, — очень долго и нехотя двигалось к развязке.

Антонио, излив душу в танце и выяснив, что страсть сильнее любви, долго издевался над Амалией, а затем уехал подальше от всех и где-то там застрелился. 90-летняя мама, не выдержав таких перегрузок, тихо скончалась. Амалия отправилась в дом престарелых, а остальные герои пьесы подхватили упавшее было знамя любви и понесли его далее: Фьоре завел нового любовника, а Анджела вышла замуж.

К финалу на сцене совсем стемнело, пошел снег, Е. Образцова вдруг запела по-французски. (Поразительно, но в БДТ так заканчивается спектакль «АRТ»!) Тем не менее, благодарные зрители восторженно приветствовали режиссера, мгновенно простив ему неудавшееся второе действие спектакля за ту бесконечную энергию любви и личного обаяния, которая окружает Романа Виктюка и которой он щедро делится с публикой. По традиции на бис исполнили танец — из балета Фьоре, на сцену понесли букеты цветов, воздушные шарики, мягкие игрушки…

«Ах, как трогательно!» — подумала, наверное, Примадонна, осторожно закрыла шкатулочку и растворилась в закулисной тьме.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.