Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ИРКУТСК: СВИДАНИЯ В ПРЕДМЕСТЬЕ

(Иркутский фестиваль «Байкальские встречи у Вампилова»)

Самое сильное мое впечатление от вампиловского фестиваля — это Байкал. Кто бывал — поймет, кто не был — поверит. Это совсем не «славное море», это океан, живущий по своим законам, дышащий Солярис. В глубине идет потайная жизнь его собственной Вселенной, рядом с ним страшно, боишься утонуть.

Фестиваль, второй раз собравший на «Встречи у Вампилова», не имел, собственно, никакой цели кроме этих встреч. Его радушные учредители (комитет по культуре, МЦК «Байкал» и фонд А. Вампилова), действительно по-сибирски хлебосольные, широкие, деятельные люди, были мало озабочены концепцией — что это за встречи. Приехали те, кто смог. Выбор не определялся темой (Вампилов, или Post-вампиловская драма, или Вампилов и традиции… ), «в одном флаконе» оказались «Прибайкальская кадриль» В. Гуркина (московский театр им. Ермоловой, режиссер А. Товстоногов) и чудовищный «Обрезанный ломоть» И. Шприца, исполненный Уссурийский театром под руководством режиссера С. Пацаля, очень смешной «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова (режиссер С. Внуков, кемеровский ТЮЗ) и почему-то — «Железная воля» Н. Лескова тех же ермоловцев. «Свободная супружеская пара» Дарио Фо с уникальной Зоей Янышевой (Камчатка) и иркутская пантомима В. Шевченко (самые отрадные впечатления от фестиваля) вообще не имели отношения к Вампилову и post, я уж не говорю о «Сенекиной Медее» вне конкурса.

У фестиваля не было «головы», но были руки, ноги, лица. Широка страна моя родная! И я рада, что увидела этот несчастный Уссурийск со спектаклем о комическом «исходе» евреев с нашей территории и устыдилась за своего соотечественника, драматурга Шприца. Это же надо подумать — Уссурийск! И играют они петербургскую лабуду о «еврейском вопросе»! И я счастлива, что посмотрела «Старшего сына» в городском театре Черемхово (режиссер Н. Елесин) — скромный, но честный спектакль, где несколько актеров не врали и понимали, что такое «предместье», и жили на сцене так, как, наверное, свойственно им в жизни. Подлинность не заменяла, но в какой-то мере компенсировала отсутствие мастерства и художественности. И я с интересом смотрела, как в Братском театре мучается с пьесой новосибирца И. Муренко «Шутки в глухомани» известный и хороший режиссер И. Борисов (сам своих мучений не замечая и пытаясь поставить эксцентрическую клоунаду на материале, жанрово неопределенном).

Словом, это были встречи. И радость профессионального общения тех, кто его в повседневной жизни лишен. Притягательность вечернего актерского клуба вступила в свободную конкуренцию со свободой критических обсуждений увиденного за день.

Иркутск — традиционно театральный город. Сегодня там уже открыт чудо-театр, перестроенная старая Драма. Осенью стройка была еще в полном разгаре, и экскурсия по будущему театру, которую устроил для меня директор А. А. Стрельцов, запомнится надолго — ведь как заманчиво предполагать искусство в воздвигающихся стенах! В пристроенных цеховых корпусах проложены рельсы, и все цеха будут «заряжать» вагонетку, идущую к арьеру — на спектакль. Уже заряжают. И возникает вопрос — что подвозит вагонетка? Потому что сам Иркутск сильных спектаклей фестивалю не показал.

Я стала больше понимать про Вампилова, хотя никогда не думала о его «географическом детерминизме». Он жил в предместье Байкала.

М. Д.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.