Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

О РОЗЕ ХАЙРУЛЛИНОЙ

Ю.Долгих (Папа Карло),
Р.Хайруллина (Буратино).
«Приключения Буратино
в Стране Дураков».
Фото из архива театра

Ю.Долгих (Папа Карло), Р.Хайруллина (Буратино). «Приключения Буратино в Стране Дураков». Фото из архива театра

Голос со звенящими верхами и хрипотцой на нижних нотах. Голос не женщины — существа. Как у Бабановой. Гортанность, как у Пиаф. И бесприютность, беспризорность. «Дорога». Джульетта Мазина в позе любительницы абсента в каком-нибудь казанском кафе. То есть — наше пространство, наша хрипотца, наши верха.

И наша дорога. Из Казани в Самару через Урал. В поисках своего театра. Когда сегодня Роза Хайруллина играет Буратино в прелестном спектакле Георгия Цхвиравы, — она, конечно, с лирическим юмором играет горечь собственных скитаний в поисках своего театра. При том, что ее Буратино, издающий удивленно-ликующие дикие всхлипы: «О-у!» — абсолютный Буратино, смешной и наивный, а не Роза Хайруллина, — в его черных глазах-угольках живет печаль актрисы, которая знает не только руку папы Карло, делающего из деревяшки актера, но и одиночество посреди Поля чудес. Живет тревога, ожидание удара, упрямство. Это некий над-сюжет спектакля.

Теперь у нее снова есть дом, очаг, Самарский ТЮЗ — СамАрт, где тепло, согрето. На нее ставят спектакли, а она играет взахлеб. Как Нина Заречная, пришедшая в последнем акте с холода: «Теперь я играю с упоением, с восторгом… » Годы после Казани очевидно обогатили ее дар. Когда-то я видела ее беспризорниц и детдомовок, как будто пришедших с улицы. Там была поразительная социальная узнаваемость и темперамент, никуда не девшийся с годами. Но теперь Роза Хайруллина — виртуоз, бесстрашно примеряющий любые роли — большие и маленькие. Кажется, ей все равно, что играть, лишь бы играть. Как Буратино, который открыл дверцу за очагом и увидел… «О-у!»

Если кто-то помнит молодую Ольгу Волкову с ее лирической эксцентрикой и знает теперешнюю Ирину Соколову, — это подскажет что-то о Розе Хайруллиной. А еще — Бабанова, Мазина…

Она — редкий эксцентрический клоун. Белый и рыжий одновременно. Ей бы играть у Мейерхольда, ломая амплуа. А потом уйти от него, как Бабанова, и снова всю жизнь искать дверь, которую отпирает золотой ключик…

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.