Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЧИСТАЯ ТРАГЕДИЯ

С. Ермолаев. «Богом забытая земля».
Нюрбинский государственный передвижной драматический театр.
Режиссер Юрий Макаров

Час с четвертью чистой трагедии. С симметрией экстатических хоров, с нарастающим драматизмом в партиях героев. Крупные планы и яростное камлание хора — это шесть актеров (М. Апросимов, Б. Борисов, А.  Кривогорницына, М. Слепцова, Р. Тартакынова, А. Титигиров), достигающих на маленькой сцене трагедийной мощи. Прозаический первоисточник — повесть С. Ермолаева — стал идеальной канвой действия, говорящего сценическим стихом. Оно начинается и заканчивается как ритуал. Артисты входят в шкуру зэков, в этих масках заклиная дух нашей общей не столь уж давней истории, чтобы затем уже без маски прочертить потрясающую параболу: спичкой во мраке вспыхнула и погибла чья-то любовь и жизнь.

«Искусство после всего, что произошло в двадцатом столетии, лишено права на исповедь», — сказано Виктором Шаламовым. Для якутских артистов этого соблазна также принципиально не существует. В то же время невиданная концентрация актерского существования от первой до последней минуты (когда длиннейшие безмолвные паузы только обостряют восприятие), лаконичный, притом экспрессивный рисунок действия, захватывающая дух эмоциональная сила — все это несомненно имеет религиозную основу. Мы вовлечены в трагедийный ритуал, у нас общая родовая память, и катарсис так же горек и не дается даром.

Это суровое служение — захватывающее театральное действо, где древние истоки сопрягаются с новейшим сценическим языком и очевидна музыкальная организация сложной ритмической партитуры. Изысканному аскетизму якутского спектакля следовало бы учиться (а он прошел на фестивале лишь однажды, переполненный зальчик вместил не так уж много народу).

Не верь, не бойся, не проси — эта рожденная за гранью отчаяния триада, как известно, перешагнула границу лагерной проволоки. Богом забытая земля? Бог театра, во всяком случае, возлюбил якутскую землю. Мы помним «Пегого пса, бегущего краем моря» и совсем недавнего «Лира». Так и здесь: лучший, на мой взгляд, спектакль фестиваля.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.