Казанский оперный феномен — действительно феномен. Другого так устроенного музыкального театра в России просто нет. Им руководит крепкий, абсолютно современно мыслящий директор Рауфаль Мухамедзянов. Руководит, нужно сказать, спокойно, без помпы, без внешних эффектов, но очень уверенно. Занимается в основном финансами, нетворческими кадрами, организацией гастролей. Решение творческих проблем доверяет художественным руководителям оперы и балета Гюзель Хайбулиной и Владимиру Яковлеву. Команда отлично владеет навыками менеджмента.
33-летняя Гюзель Хайбулина, музыковед (окончила Казанскую консерваторию) и театровед (выпускница питерской Академии театрального искусства), — неиссякаемый генератор идей, организатор, человек, умеющий брать на себя ответственность и профессионально решать задачи и творческие, и административные.
Четвертый в этой сильной команде — дирижер Игорь Лацанич, «главный» по должности. Есть еще один «главный» — хормейстер Нурия Джураева. За ними стоят штатный оркестр, хор и небольшая постоянная труппа — в опере порядка двадцати человек. На этом стабильная творческая структура замыкается. Дальше — приглашенные контрактники, с которыми заключают договор на один, на несколько спектаклей или на репетиционный и премьерный цикл. Возникает вопрос: как же сохранить лицо спектакля, его уровень при подобном принципе «проходного двора»? Без сомнения, некоторые издержки эта система в себе несет. Однако «секрет фирмы» — в четкой организации репетиционного процесса и в неснижаемой требовательности художественных лидеров.
Руководство казанского Театра оперы и балета им. М. Джалиля отменно точно представляет, чего оно хочет, и знает, как этого добиться. Контрактная система позволяет маневрировать, пробовать, искать оптимальные варианты творческих команд; тщательно подбирать режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и исполнителей, способных реализовать эстетическую программу театра.
Программу эту они сами определяют как «стремление к созданию стиля „Большой оперы“ и „Большого балета“ с высокой исполнительской культурой, пленительной красотой оформления, общей атмосферой Праздника театра» (из буклета шаляпинского фестиваля). Главный критерий оценки — успех у зрителя как дома, так и за рубежом.
За новациями здесь откровенно не гонятся. Часто используют декорации мастеров прошлого — Головина, Федоровского, Дмитриева, в этих рамках создают спектакли в меру традиционные. Но от них не несет нафталином. И нет привкуса провинциальной затхлости. Здесь работают люди современные, и творят они искусство вполне актуальное. Хотя и в традиционной манере. Их можно было бы сравнить с политиками-консерваторами, умеющими соединить добротные устои с необходимыми элементами прогресса.
Постоянные наезды певцов-актеров, постановщиков, дирижеров из столиц и из-за рубежа, собственные ежегодные длительные гастроли за границей усиливают ток здоровый крови в этом своеобразном театральном организме. Особая статья привлекательности для солистов даже очень крупного калибра — выгодные гастроли. За год казанцы дают до ста спектаклей в Голландии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Португалии, Ирландии. И отнюдь не только во второстепенных городах. Но разговоры о том, что театр живет ради гастролей, не правомерен. И опера, и балет очень озабочены желанием и необходимостью быть любимыми родной публикой. Поэтому качественную планку здесь не снижают. И стремятся не охладить любовь долгими расставаниями: когда опера на гастролях, в стационаре работает балет. И наоборот.
Тяга к театральной праздничности реализуется ярче всего в ежегодных фестивалях: майском балетном имени Рудольфа Нуриева и шаляпинском оперном в феврале. Эти праздники столь любимы казанской публикой, что билеты раскупаются в два дня. Да и средняя посещаемость спектаклей феноменальная — около 86%.
Круг приглашаемых солистов очень широк. Вот и нынче на фестивале были представлены: Москва (Большой театр, театр Станиславского — Немировича-Данченко, «Новая опера») — Владимир Богачев, Владимир Кудряшов, Теймураз Гугушвили, Татьяна Ерастова, Нина Терентьева, Владислав Вересников, Ахмед Агади, Андрей Бреус. Санкт-Петербург (Мариинский и театр им. Мусоргского) — Валентина Цыдыпова, Наталья Ушакова, Виктор Черноморцев, Юрий Марусин, Федор Можаев, Владимир Самсонов, Юлия Герцева. Из Киева — Анжела Швачка, Николай Шопша, Сергей Магера, из Грузии — Гия Осатиани, из Казахстана — Нуржамал Усенбаева. Среди них много талантливой молодежи.
Любят здесь постановщиков из Питера. Много и успешно работает Алексей Степанюк, у которого в родном Мариинском собственных сценических опусов не переизбыток. Зато последний казанский оперный фестиваль можно было бы назвать его бенефисом — пять спектаклей из восьми названий праздничной афиши. Лучшие из них — изящный, изобретательно разработанный «Севильский цирюльник», сочная темпераментная «Кармен» с самой молодой солисткой фестиваля, щедро одаренной Анжелой Швачкой и тонкая, незаземленная, очень щемящая по тональности «Травиата» с незабываемой Нуржамал Усенбаевой, редкостно соединяющей в себе высокую духовность и блестящий вокал.
В качестве художника нередкий гость в Казани Вячеслав Окунев.
Здесь работают и зарубежные постановщики: «Тоска» крепко сработана режиссером из Швейцарии Кристофером Гроссером и дирижером — болгарином Стефаном Линесом. Их спектакль 1993 года до сих пор в форме. Музыкальный руководитель премьеры этого года «Севильский цирюльник» — австрийский дирижер Владимир Кираджиев. Приезжают и зарубежные солисты. Однако, что касается оперы, они редко удовлетворяют требования избалованных качеством казанских зрителей. Заветное желание художественного руководителя оперы Гюзель Хайбулиной — значительно расширить круг гостей из Европы, довести его до звездного уровня. А второе — это добиться на казанской сцене безупречного музыкального исполнения любого, самого сложного произведения.
Март 2000 г.
Комментарии (0)