Эрмитажный театр, едва возродившись к жизни новой, быстро перенял музейные функции своего сородича — Большого Эрмитажа: в последнее время он очень активно играет роль стартовой площадки для экскурсий по прошлому отечественной культуры. Только в отличие от картинной галереи в Эрмитажном театре выставляют музыку. Но зачастую какая-нибудь антикварная редкость становится самой настоящей премьерой как будто вчера написанного сочинения. Так случилось и 18 июня, когда для благородного собрания нобелевских лауреатов во главе с Жоресом Алферовым в завершение их «Петербургской встречи» в качестве петербургского сувенира был предложен концерт из музыкальных редкостей, сравнимых по цене с дорогим антиквариатом. Фрагменты оперы «Клеопатра» Доменико Чимарозы и кантату Томмазо Траэтты Astrea placata («Восстановленная справедливость, или Счастье Земли») — композиторов, в разное время служивших при русском дворе, — исполнили солисты Академии молодых певцов Мариинского театра и оркестр под управлением Михаила Синькевича. Кантата стала главным событием концерта: спустя чуть менее трехсот лет состоялась ее мировая премьера. Реставраторский проект был реализован благодаря совместным усилиям Мариинского театра (в лице Валерия Гергиева и Ларисы Гергиевой) и научного центра Российской Академии наук. Благодаря же деятельности научного центра под руководством Эдуарда Троппа в рамках «музыкального музея» Эрмитажного театра к настоящему моменту представлен целый ряд сочинений, рукописи которых хранились в петербургских архивах (сочинения Верстовского, Бортнянского, Волконской, Дашковой).
Собственно, остальную часть статьи могло бы составить описание различных достоинств кантаты Траэтты (научная редакция и музыкальная реставрация ее музыкально-литературных текстов была осуществлена Марией Щербаковой и Александром Мнацаканяном). Достаточно сказать лишь о том, что автором либретто выступал маститый Пьетро Метастазио, писавший в жанре opera-seria для Моцарта, Гайдна, Глюка, Перголези. Сюжет Astrea placata — панегирического сочинения «на случай» — строится вокруг жалобы о потере справедливости на земле и необходимости ее восстановления. Произносят же жалобы и прочие сентенции аллегорические фигуры, пришедшие из эстетики барокко: Справедливость (Astrea), Милосердие (Clemenza), Суровость (Rigore), а также Юпитер и Аполлон. В роли Справедливости выдвигается и одобряется Юпитером кандидатура премудрой владычицы Екатерины, по приказам которой воздвигались не только дворцы и храмы, но и приюты. Кстати, для «петербургской» редакции кантаты Иван Бецкой изменил часть текста для прославления Екатерины.
Изящность и определенную интригу (помимо премьерности события) придавал ситуации красивый тактический ход, заключавшийся в выборе исполнителей — их статуса, соответствовавшего «нобелевскому» статусу вечера. Именно Академии молодых певцов выпала высокая честь показать свои академические таланты академикам отнюдь не от музыкального мира. Конечно, возраст мариинских «академиков» сильно отличался от академиков немузыкальных наук. Он пришелся как нельзя кстати для того, чтобы влить новое дыхание в безжизненный материал кантаты и для интерпретации музыки XVIII века, близкой по технике исполнения к «исторически достоверной», требующей подвижности, воздушности и отсутствия «громкого» традиционно оперного звука. На поверку оказалось, что академистам пение старинной музыки можно прописывать как рецепт воспитания вкуса, стиля и культуры вокала: настолько впору пришлись им все мелодические построения кантаты. Лидерами оказались Анна Кикнадзе в травестийных партиях Антонио и Юпитера и Елена Цаллагова, спевшая Милосердие. Лариса Юдина ошеломила собрание металлическим блеском умопомрачительных сопрановых колоратур и виртуозностью артикуляции в партии царицы Клеопатры. Во фрагментах из «Клеопатры» слушатели могли увидеть на певицах костюмы премьерного спектакля: темно-синий военный, похожий на обмундирование летчика времен второй мировой, и коралловый пеньюар египетской красавицы. Ансамбль оркестра Мариинского театра проявил себя как истинный гурман, с легкостью преобразившись из могучего симфониста в грациозного ценителя старины.
Так архив сегодня становится одним из главных поставщиков премьер и оказывается мощным источником восстановления исторической справедливости.
Комментарии (0)