Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ВЗДОХ

В залах Союза художников на Большой Морской, 38, в мае проходила выставка, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга. Надо сказать, выставочные залы производят странное впечатление на человека, который попадает в Союз художников с улицы. Для деятельных людей театра там время будто замедляется, звуки приглушаются, и сами стены диктуют ритм, которому невольно подчинишься, особенно если вспомнишь, что побывать на открытии новой выставки в Императорском Обществе поощрения художеств было в обычаях не только светской элиты, но и русских государей. Здесь бывали Александр II, Александр III, Николай II с семьями, посещение выставок было непременной и престижной обязанностью высокопоставленных чиновников и официальных гостей города. А уж о том внимании и заботе, какую проявляли когда-то власть предержащие к художникам, приходится только ностальгически вздыхать.

Сегодня здесь следы тлена, старательно замаскированные попытками евроотремонтировать фасады и туалеты, отчетливо видны — как и во всем городе, с напряжением пережившем свой юбилей. И порой то, что мы видим на стенах выставочных залов Союза художников, оказывается как-то менее значительно, чем сами стены. Не слишком соответствует уровню, который успеваешь нафантазировать себе, пока поднимаешься по парадной лестнице. В целом возникает ощущение некой отделенности от художественного процесса, замкнутости, эмоциональной усталости. Сегодня только широкомасштабные выставки Союза художников получают общественный резонанс и отзывы критиков, и обычно — по разделам живописи, графики, прикладного искусства. Художники театра и кино остаются как-то за рамками внимания, и вообще в Союзе художников их привыкли считать, как бы это помягче выразиться, «неглавными».

Между тем театральные художники, даже и не слишком активно сегодня работающие в театре, имеют огромный экспозиционный потенциал, остающийся под спудом — просто как-то нет стимула выставляться «по полной программе», залы Союза оказываются «на отшибе» культурной жизни города, нет внимания критики, нет серьезных выставочных концепций, способных объединить или представить по отдельности интересы всех художников, входящих в Союз. Выставки Союза приобретают все более формальный характер. А не хотелось бы терять тот художественный уровень, который еще несколько лет назад был нормой и к которому приходилось подстраиваться более молодым художникам. Вспомним, какой притягательной силой обладали экспозиции театральной и киносекции, где планку задавали работы Марксена Гаухмана-Свердлова, Софьи Юнович, Риммы Юношевой, Марка Каплана, Марка Щеглова. И сегодня есть кому продолжить традиции русского живописного театрального эскиза, изобразительного жанра, родившегося в Петербурге вместе с объединением «Мир искусства» и прославившегося вместе с «Русскими сезонами» на весь мир.

На нынешней выставке в небольшой по размеру экспозиции мы видим работу легендарной Татьяны Георгиевны Бруни (1902 — 1999), эскизы классиков современного театра Марта Китаева и Эдуарда Кочергина, насыщенное полотно Феликса Волосенкова, «по-питерски» сдержанные работы Ирины Бирули. Изящные, утонченные эскизы костюмов Натальи Зюзькевич к новому спектаклю Мюзик-холла, а также эскизы В. Фирера, А. Дубровина, П. Храмцовой, Н. Перфильевой, Н. Клеминой, Л. Кравцевой. Забавные и живые работы известных художников-кукольников Нелли Поляковой и Натальи Сизых, прекрасные вещи художников кино Ларисы Конниковой, Виктора Амельченкова и многих других.

Еще один ностальгический вздох — когда-то, не в слишком отдаленном прошлом, в другом старинном доме, на Невском, 86, выставки театральных художников проходили регулярно и обязательно — «Итоги сезонов». Пока это событие было ежегодным, оно как-то формировало установку для художников: к «Итогам» надо успеть.

В этом июне здесь открылась замечательная экспозиция — художников-лауреатов и номинантов «Золотой маски» и «Золотого софита». Костюмы и бутафорские предметы Михаила Шемякина, изумительные по «сделанности» листы В. Фирера «Страсти по Каштанке», драматургически разработанные эскизы костюмов Д. Чернякова к «Сказанию о невидимом граде Китеже», графика «атмосферы» Э. Капелюша к спектаклю «Король Убю» театра «Et Cetera», философски-серьезная и одновременно трогательная афиша Г. Сотникова к спектаклю Якутского драматического театра, работы Семена Пастуха, Георгия Цыпина. Жаль, что об этом мало кто знает…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.