Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

«ЖОРЖ ДАНДЕН»

«Жорж Данден». Ж.-Б. Мольер. «Жорж Данден». БДТ им. Г. Товстоногова.
Режиссер Жак Лассаль, художник Эдуард Кочергин

Н. Иванов (Лаймен Фелт), Б. Матвеев (Том Уилсон). Фото В. Постнова

Н. Иванов (Лаймен Фелт), Б. Матвеев (Том Уилсон). Фото В. Постнова

Жак Лассаль поставил в БДТ спектакль стильный, на тонкостях. Это неожиданно: русский Мольер совсем-совсем иной везде и всюду. Стоит присмотреться.

Буколические ширмы-сепии Э. Кочергина и Р. Бьянки меланхоличны — и не лишены иронии, ибо оттеняют маету и затравленность персонажа Валерия Дегтяря и зловещие явления спесивых родителей его жены (великолепно афористичны эти антре на каталке, как на троне, Марины Игнатовой, сопровождаемой Геннадием Богачевым).

Изящно вычерченный рисунок мизансцен все сатирические уколы сюжета не смазывает в комедийном вихре, а выявляет рельефно и драматично. Действие ритмически выстроено. Пара слуг выразительно варьирует общие мотивы действия. Очевидная удача у Александры Куликовой. Ее героиня — современный сгусток самоуверенности и внутренней неустроенности. Однозначности и, так сказать, плоской стервозности нет и в самых рискованных ее выходках. Персонаж проходит в спектакле занимательную драматическую параболу. Дандену здесь есть что терять и за что бороться. Более того: герои реально родственны.

А. Куликова (Анжелика). Фото А. Беляковой

А. Куликова (Анжелика). Фото А. Беляковой

Герой Дегтяря прост, но не примитивен. В этой роли горечи больше, чем юмора.

История о поруганном и возвращенном человеческом достоинстве, сыгранная внятно и выразительно, с классицистски прочувствованным рационализмом и современно звучащей драматической струной.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть об одураченном муже в исполнении Жака Лассаля и Валерия Дегтяря. Кажется, впервые за долгую историю центральный герой всегдашних анекдотов («Муж приезжает из командировки, а жена…») стал драматическим центром совсем несмешной истории.

Я не склонна преувеличивать достоинства «Жоржа Дандена» в БДТ, хотя присущи этому спектаклю и изящество, и редкая «ручная выделка» визуального ряда, и хороший «французский» вкус (впрочем, они присущи ему в той же степени, в какой присущи вялость темпоритма и актерская разностильность: драматизм В. Дегтяря, эксцентрика М. Игнатовой и Г. Богачева, «соцреализм» Т. Аптикеевой, бытовой комизм Я. Цапника). Но вот уже несколько месяцев со дня премьеры не могу забыть одной человеческой темы, истово и внятно сыгранной Дегтярем, — невозможность доказать, что черное — это черное, безумие, охватывающее в тот миг, когда, показывая на черное, тебе говорят — белое, и хоть тресни! Стерва Анжелика каждый раз жестоко оставляет его в дураках не потому, что он — дурак, а потому, что ловкость рук и умение плести интригу, как правило, побеждают простодушное желание доказать правду. Отчаяние Дандена перед законами чуждого, в общем-то безнравственного и жестокого мира имеет, может быть, аналог на нашей почве — отчаяние старика Муромского, бессильного защитить честь дочери Лидочки и свою честность перед законом. Это же на самом деле — ужас, когда знаешь: было так, а не иначе, а тебе доказывают обратное и верят тому, кто лжет…

М. Игнатова (г-жа де Сотанвиль), Г. Богачев (г-н де Сотанвиль). Фото А. Беляковой

М. Игнатова (г-жа де Сотанвиль), Г. Богачев (г-н де Сотанвиль). Фото А. Беляковой

Дегтярь и Куликова играют жестокий поединок ловкости и честности. Побеждает ловкость, и это очень современная победа. «Правда всегда торжествует. Но почему-то потом». Все мы знаем эти володинские слова. Спектакль Лассаля оставляет нас в той точке, когда «потом» еще не наступило и празднует свою победу злая Анжелика. Только победа ее — пиррова. И злая она потому, что живет «в отсутствие любви», с постылым Данденом.

«Две правды, папаша!» — мог бы сказать Лассаль, обращаясь к залу БДТ.

Как это делалось

Когда открывается сцена и мы видим декорацию «Жоржа Дандена», сразу становится понятно, что перед нами — нечто рукотворное, рисованное человеком. Если такие ставки выполняют на Западе, они делаются на компьютере, раскатываются-выводятся на плоттере и вы­гля­дят техническим достижением современной дизайнерской цивилизации. Коричневатые, бежево-теплые, изящные декорации «Жоржа Дандена» по-особому принимают и отражают свет, они дают спектаклю теплоту «ненашего» века. Захотелось узнать — откуда такой эффект. С вопросом о технологии изготовления ширм, на которых изображены дом и парк и которые катаются по сцене — в зависимости от хода сюжета — туда-сюда, мы обратились к художнику спектакля Э. Кочергину.

В. Литош пишет декорацию «Жоржа Дандена». Фото Б. Стукалова

В. Литош пишет декорацию «Жоржа Дандена». Фото Б. Стукалова

Это уникальный случай последнего времени. По договоренности с Жаком Лассалем мы делали декорацию в стиле «ретро» — ХVIII век, но адаптированный к нашему времени. Договорились, что все будет делаться живописным способом. По приемам, по технике — это сепия, классическая живопись старого театра, но сейчас почти нет исполнителей, способных восстановить технологию такой живописи. Нашу декорацию делал художник Владимир Литош, который работает со мной в Академии художеств, помогает мне на курсе. Он сделал все замечательно, возобновив технологию петербургских исполнителей, создававших декорации для Дягилевских сезонов. Последним из таких мастеров был А. Таубер, потом все исчезло, и нам пришлось возобновлять все секреты. Декорация «Дандена» выполнена на проклеенном, несколько раз грунтованном холсте, но, в отличие от старого способа росписи клеевой краской, это сделано акриловыми красителями. Вот единственная адаптация. Чтобы расписать как надо, в Германии купили специальные кисти «Дилижанс» (в России их давно не делают, исчезли мастера). Это огромные, специально набранные в несколько рядов, волосок к волоску, кисти ручной работы, они держат краску, и ими можно ровно красить большие поверхности. Очень интересная была работа — сама по себе, по процессу. Ж. Лассаль, когда увидел, как это делается, каждый день приходил в живописный цех и наблюдал — кайфовал! Делали долго, набирали слой за слоем, писали по теплой подкладке среднего грунта. Сепия ХVIII века вообще более холодная, а у нас получилась тепло-холодная тоновая игра. Это грандиозная работа и талант Литоша.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.