В этом году фестиваль «Радуга» проходил во время юбилейной декады, посвященной 300-летию Петербурга, и съехавшиеся гости смогли не только сыграть, посмотреть и обсудить спектакли, но и полюбоваться городом-именинником. Правда, для прогулок по проспектам и набережным оставались, главным образом, белые ночи, потому что программа фестиваля оказалась чрезвычайна насыщенной интересными событиями. Семинары драматургов, пишущих для подростков, семинары режиссеров, подробные обсуждения каждого спектакля солидной командой критиков обеих столиц — все эти традиции «Радуги» продолжились и на IV фестивале. В нарушение традиции зарубежных гостей в этот раз пригласили немного — всего три постановки. (Одна из них, музыкальный спектакль «Пеппи» Национального театра Латвии, при этом была похожа на десятки спектаклей по этой сказке, идущих на российских просторах, — театр детской радости в чистом виде, развеселые картинки, попевки и подтанцовки.) И, главное, не вполне «традиционным» оказалось количество интересных спектаклей — процент их в этом году был явно выше, чем на прошлых смотрах.
Действительно, за исключением зарубежных спектаклей (хоть и были они привезены из Амстердама и Парижа), все постановки были хоть чем-то замечательны. Некоторые были замечательны во всех отношениях — о них «ПТЖ» уже написал в № 31—32: это спектакль новосибирского молодежного театра «Глобус» «Двойное непостоянство» (премия «За лучшую режиссуру и сценографию» была присуждена Дмитрию Чернякову) и «Бесприданница» Экспериментальной сцены Анатолия Праудина. Необходимо отметить, что, несмотря на присутствие в программе упомянутого новосибирского спектакля, «Чайки» А. Латенаса, а также «Героя» Н. Чусовой, жюри фестиваля пришло к решению не присуждать премию за «Лучший спектакль большой формы», зато выделило сразу два лучших спектакля малой формы — с «Бесприданницей» первое место разделил московский спектакль «Не про говоренное». Этот проект Центра драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина приезжает в наш город не впервые — зимой он стал победителем «Рождественского парада». Но в самом Петербурге вообще нет спектаклей подобного рода, еще и поэтому реакция публики была более чем бурной: зрители приветствовали свежесть и новизну этого, в сущности, простого спектакля, сделанного с острейшим чувством правды, с живой современной интонацией. Оригинальная авторская работа Михаила Покрасса (текст и режиссура), до смешного узнаваемые ситуации и характеры, уникальная естественность, юмор и эмоциональность актеров, «несимметричная», рваная композиция: с чего началось, чем закончилось — непонятно, «как в жизни». Если Мальчик в искреннем и умном исполнении Александра Яценко все-таки имеет некоторое родство с героем Е. Гришковца и потому его монологи могут показаться несколько вторичными, то в диалогах, которые происходят между тем же Мальчиком и Девочкой (Яна Есипович) и особенно в разговорах Девочки с Мамой (Мария Сокова), составляющих канву спектакля, мы ощущаем настоящий прорыв — в области актерской техники и в способах передачи человеческих отношений сегодняшним языком. Условность театрального представления обыгрывается в спектакле М. Покрасса и превращается в метафору: человек в жизни, искренне пытаясь высказать, «проговорить» что-то самое сокровенное о себе, невольно становится актером, произносящим слова роли.
Спектакль «Не про говоренное» при желании можно связать с темой «Радуги» (спектакли для подростков), но совершенно ясно, что в программу он попал по чисто художественным критериям. Так произошло с большей частью постановок, составивших афишу фестиваля и заслуживающих внимания.
В «Герое» РАМТа речь идет о забитом и убогом деревенском пареньке, становящемся героем в глазах обывателей после того, как он рассказывает о подвиге — убийстве собственного отца. Когда-то эта пьеса Дж.-М. Синга была визитной карточкой режиссера Дмитрия Астрахана (он ставил ее несколько раз, в том числе в БДТ). Нина Чусова — молодой и очень известный в Москве режиссер — решает длинную, извилистую и многофигурную пьесу в жанре «шаржа», сокращая текст и спрямляя ходы, по-клоунски раскрашивая лица героев. При явном сценическом остроумии истории не хватило глубины и эмоциональности. Актеры играют очень живо, имея в виду скорее молодых людей из московских пригородов, чем сумрачно-выспренных персонажей ирландского драматурга.
К приятным впечатлениям фестиваля можно отнести «Панночку» Ярославского ТЮЗа в постановке Александра Кузина (легкий веселый спектакль, не слишком близкий мрачным напряженным фантасмагориям Н. Садур, но наполненный живыми эмоциями юных артистов, вчерашних студентов) и «Сцены в доме Бессеменова» Молодежного театра творческого объединения «Премьера» из Краснодара (серьезный психологический спектакль с яркими работами молодых артистов).
В программе участвовали также премьеры малой сцены ТЮЗа им. Брянцева «Гоголь. Портрет», «Очень простая история» — читайте о них в этом номере «ПТЖ».
Некоторые спектакли по своему «происхождению» — вовсе и не тюзовские. Например, постоянный гость «Радуги», литовский актер и режиссер, руководитель Вильнюсского Молодежного театра Альгирдас Латенас, привез грустную поэтичную «Чайку», поставленную им в Калининградском драматическом театре. Но не стоит жалеть об утраченной фестивальной «специфике» — главное, чтобы спектакли имели отношение к искусству, и уже в этом качестве они могут претендовать на внимание юных зрителей.
Июнь 2003 г.
Комментарии (0)