Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МАЛЬЧИК С ДЕВОЧКОЙ ДРУЖИЛ…

М. Покрасс. «Не про говоренное».
Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина.
Режиссер Михаил Покрасс

«Не про говоренное» — спектакль с «говорящим» названием, которое можно рассматривать двояко. В первом случае, если воспринимать только на слух, речь идет о том, что нельзя выговорить словами, «проговорить». Другой вариант появляется после того, как название прочитаешь: спектакль не о том, что в нем будет сказано, смысл останется за пределами слов.

Проблемы, которые затрагивает пьеса, можно было бы считать подростковыми, если бы не их глобальность и вечность. Ведь слова оказываются бессильны передать что-либо не только когда их используют неумело, как это случается в юном возрасте, но и вообще «мысль изреченная есть ложь». С этой темы начинается спектакль. Между актерами и зрителями устанавливается особого рода доверительность благодаря зыбкости отношений между актером и ролью — порой невозможно понять, где здесь игра, а где — реальность, и это затягивает, заставляет смотреть спектакль на одном дыхании. Актеры сознательно культивируют «неумелость»; кажущееся косноязычие на самом деле особенность устной речи, когда интонация передает то, что словами не скажешь.

Я. Есипович (Девочка), А. Яценко (Мальчик). Фото из архива театра

Я. Есипович (Девочка), А. Яценко (Мальчик).
Фото из архива театра

Сюжет пьесы представляет собой цепь типичных ситуаций. Это отношения матери и дочери-подростка, узнаваемые и утверждающие зрителя в мысли, что все мамы на свете говорят одни и те же слова и поступают одинаково. Это дружба Мальчика и Девочки, в первозданной чистоте которой уже таится яд будущего взаимонепонимания мужчины и женщины. Это появление проститутки — существа из другого мира, из взрослой жизни, в которой мы становимся «кем угодно».

Действие разворачивается в пространстве, созданном при помощи полупрозрачных занавесов, в «рассказанном» доме, где предметы кажутся реальными, когда о них говорят. Так можно поверить в свое отражение в зеркале, не зная, какой ты на самом деле. Тема зеркала рождается в спектакле на уровне ассоциаций: начиная с фразы Мальчика «Я могу говорить», отсылающей к фильму А. Тарковского, и заканчивая игрой Мальчика с ложкой, которая вызывает в памяти эпизоды из «Матрицы».

Спектакль решен в рамках психологического театра. По словам драматурга и режиссера Михаила Покрасса, «у каждого из участников этого спектакля в один момент появилось ощущение вкуса от каких-то мгновений своей собственной жизни, жизни близких людей. Единственное, над чем мы работали, — это попытка эти ощущения услышать и воспроизвести». Театр переживания соединяется в спектакле со сценической условностью таким же образом, как в жизни мысли соединяются со словами. И может быть, поэтому в финале Мальчик пытается вырваться за пределы слов, объясняя человеческую сущность языком, для которого не нужны слова: «И ты никогда не станешь рассказывать, что с тобой происходит, не нужно тебе, потому что вот это ты». А дальше в пьесе идут ноты, а в спектакле — звучит музыка…

Июнь 2003 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.