М. Покрасс. «Не про говоренное».
Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина.
Режиссер Михаил Покрасс
«Не про говоренное» — спектакль с «говорящим» названием, которое можно рассматривать двояко. В первом случае, если воспринимать только на слух, речь идет о том, что нельзя выговорить словами, «проговорить». Другой вариант появляется после того, как название прочитаешь: спектакль не о том, что в нем будет сказано, смысл останется за пределами слов.
Проблемы, которые затрагивает пьеса, можно было бы считать подростковыми, если бы не их глобальность и вечность. Ведь слова оказываются бессильны передать что-либо не только когда их используют неумело, как это случается в юном возрасте, но и вообще «мысль изреченная есть ложь». С этой темы начинается спектакль. Между актерами и зрителями устанавливается особого рода доверительность благодаря зыбкости отношений между актером и ролью — порой невозможно понять, где здесь игра, а где — реальность, и это затягивает, заставляет смотреть спектакль на одном дыхании. Актеры сознательно культивируют «неумелость»; кажущееся косноязычие на самом деле особенность устной речи, когда интонация передает то, что словами не скажешь.
Сюжет пьесы представляет собой цепь типичных ситуаций. Это отношения матери и дочери-подростка, узнаваемые и утверждающие зрителя в мысли, что все мамы на свете говорят одни и те же слова и поступают одинаково. Это дружба Мальчика и Девочки, в первозданной чистоте которой уже таится яд будущего взаимонепонимания мужчины и женщины. Это появление проститутки — существа из другого мира, из взрослой жизни, в которой мы становимся «кем угодно».
Действие разворачивается в пространстве, созданном при помощи полупрозрачных занавесов, в «рассказанном» доме, где предметы кажутся реальными, когда о них говорят. Так можно поверить в свое отражение в зеркале, не зная, какой ты на самом деле. Тема зеркала рождается в спектакле на уровне ассоциаций: начиная с фразы Мальчика «Я могу говорить», отсылающей к фильму А. Тарковского, и заканчивая игрой Мальчика с ложкой, которая вызывает в памяти эпизоды из «Матрицы».
Спектакль решен в рамках психологического театра. По словам драматурга и режиссера Михаила Покрасса, «у каждого из участников этого спектакля в один момент появилось ощущение вкуса от каких-то мгновений своей собственной жизни, жизни близких людей. Единственное, над чем мы работали, — это попытка эти ощущения услышать и воспроизвести». Театр переживания соединяется в спектакле со сценической условностью таким же образом, как в жизни мысли соединяются со словами. И может быть, поэтому в финале Мальчик пытается вырваться за пределы слов, объясняя человеческую сущность языком, для которого не нужны слова: «И ты никогда не станешь рассказывать, что с тобой происходит, не нужно тебе, потому что вот это ты». А дальше в пьесе идут ноты, а в спектакле — звучит музыка…
Июнь 2003 г.
Комментарии (0)