Петербургский театральный журнал
16+
№ 33

В НОМЕРЕ:


«ДЯДЯ ВАНЯ» ЛЬВА ДОДИНА

Это замечательный спектакль — жесткий, внятный, депрессивный и легкий. От него остается ощущение чистоты, словно дождь, стекающий по стеклу во время ночной грозы второго акта, омыл всех и всё.

«ОТЕЛЛО» СЕМЕНА СПИВАКА И «ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА» РОМАНА СМИРНОВА

Театральный спектакль умеет притворяться кинофильмом с 1920-х годов. Это серьезная тема. Без монтажа «кадров» и «планов» ни один современный режиссер не обходится. Но, кроме владения кинематографической техникой, режиссура, кажется, успешно учится разговаривать со зрителем на языке, к которому он привык там, где есть Dolby Stereo, «места для поцелуев» и где критерии выдвигает «Оскар».

«ВЛАДИМИРСКАЯ ПЛОЩАДЬ» ВЛАДИСЛАВА ПАЗИ

Зная творчество Журбина, можно сказать, что он создал одну из вдохновенно лирических своих партитур. Преобладает лексика русского городского романса, нигде впрямую не процитированного, и, тем не менее, поданного разнообразно и характеристично. Чем плох романс, если он питает таланты?

«ПРОСТЫЕ ИСТОРИИ КОНЦА СЕЗОНА»

Пьеса Марии Ладо «Очень простая история» стала в прошедшем сезоне хитом (правда, слово «хит» стилистически не соответствует этой пьесе, оно из другого словаря). Популярность «Простой истории» понятна: «сердцу хочется ласковой песни и хорошей, простой любви», вещей незамысловатых и гуманных.

«ДАЧНИКИ» ЕВГЕНИЯ МАРЧЕЛЛИ В ОМСКЕ

Поставить спектакль такой легкий, лихой, лирико-эксцентрический Евгению Марчелли позволили не только эпоха и автор. Думаю, что, сделав два спектакля в Москве, он, авангардист-сиделец из Тильзита, много лет сохранявший верность своему маленькому провинциально-европейскому театру-Дому в самой западной точке нашего пространства, имел возможность понаблюдать чад столичной «дачной» жизни.

ВИКТОР КРАМЕР

Единственный способ жить для меня — это строить свой корабль каждый день. Быть в этом честным, вот и все. Потому что никто ничего не даст, ни на что надеяться нельзя. Никогда. Потом только отнимут — вот это могут.

«ЖИЗНЬ С ИДИОТОМ» ГЕНРИХА БАРАНОВСКОГО В НОВОСИБИРСКОЙ ОПЕРЕ

Здесь воплощен единый режиссерский метод, редкий вообще, а на оперной сцене тем более, — гротеск. В самой музыке Шнитке заложено гротескное сопоставление текстов вербального и музыкального (либретто по собственному рассказу написал Виктор Ерофеев). Она в высшей степени театральна, эта музыка. На удивление легко ложится на слух при сохранении всех достижений современной композиторской техники.

В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕРНА

По словам Б. В. Алперса, жена Мейерхольда О. М. Мунт называла его «красивый урод». Чем не персона модерна? Да и православный немец — тоже кое о чем говорит.

Учрежден
6 июля 1992 года

УЧРЕДИТЕЛИ
Союз театральных деятелей РФ

Санкт-Петербургский музей театрального
и музыкального искусства

Санкт-Петербургская государственная Академия театрального искусства

Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская

ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
литературный редактор
Елена Миненко

РЕДАКЦИЯ
Карина Бржезинская
Елена Строгалева
Елена Третьякова
Евгения Тропп
Арина Шепелева

ответственный секретарь
Алла Самохина

художник
Мария
Смирнова-Несвицкая

компьютеpная
веpстка
Александp Меpкулов

технический редактор
Лариса Цикота

администраторы
Антон Александров
Амир Мустакимов
Екатерина Третьякова

бухгалтерия
Валерия Гуляева

АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс (812) 579-67-73

ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru

При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна

Рукописи не рецензируются

Журнал зарегистрирован в Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати РФ (Санкт-Петербург). Регистрационное свидетельство №П 0060 от 6 июля 1992 года

Цена свободная

© «Петербургский театральный журнал»

№ 3 [33] 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ