
I
Замысел
Пространство романа объемно. Действие отражает социальную и психологическую атмосферу времени (вторая половина XIX). Автор скрупулезно исследует характеры, индивидуальности своего времени — времени правления Александра II —преобразователя. На основе одной семьи показывает быт дворян-помещиков.
Это обязывает автора инсценировки вычленить из истории семейной хроники свою версию, продиктованную сегодняшним временем. Несмотря на подробно выписанные перипетии, тупики, роман источает запах свежевыпеченного хлеба, а не только смрад гноящихся душевных ран. Эти сочленения единств дают основания донести происходящее с долей иронии и сарказма. Спектакль должен совершить шаг, достойный настоящего театра, — вытеснить коллективную память о произведении, полную негативных аллюзий, дискомфортных ассоциаций.
II
Воплощение
Из огромного количества персонажей хочется выбрать только необходимый минимум, чтобы действие, сюжет, не останавливаясь, катились вперед — стремительно, озорно. Если сверх-сверхзадачей спектакля является вопрос «Что же такое Россия? Чудо она или чудовище?», то театр стоит на стороне чуда. Однако прекрасно осознает, что происходит сегодня вокруг.
Если перед персонажем стоит сакральный вопрос: тварь он или творец, то персонаж должен отстаивать право называться творцом. Персонаж будто осознает, что циник, каким он и является в романе, знает цену всему, кроме одной цены — цены ценностей. Актер же должен бороться за персонажа и за его поэтическое освоение реальности.
III
Выразительные средства
Если жанр определять как «семейную хронику», то это лишь для прикрытия от нападок критиков. В глубине актерского способа существования должен лежать самый сложный жанровый мотив — гротеск. Это скажет сегодня о театре, что он еще не погиб и может держать внимание современника.
IV
Художественное оформление
Необходимо изловчиться и решить содержательную задачу спектакля минимальными средствами. Все открыто. Театр есть театр, и он не прикидывается действительностью. Никакой лжи — ни в исполнении, ни в оформлении. Видео: высказывания самого автора и образ птицы, которая, пролетая, следит сверху за происходящим (у автора о птицах говорится много).
V
Итоги
Этот спектакль — попытка возвращения к театру подлинному — театру проживания глубинного, театру «преображения», театру «зависания», где смех, слезы, размышления, абсурд (не путать с ребусом и головоломкой) сочетаются с холодным потом, пробегающим по позвоночнику. Если это будет отсутствовать, то пишущий эти строки человек является вралем и болтуном.
С уважением и почтением, Георгий Васильев
Комментарии (0)