
Среди океана театральных фестивалей, число которых непрерывно увеличивается (они «растут» гораздо быстрей, чем грибы после дождя), «Белая маска» выделяется уже тем, что на сегодняшний день это единственный в нашей стране фестиваль пантомимы и пластических театров.
Другой его отличительной чертой стало то, что организаторы из-за отсутствия денег предложили участникам все этапы (кроме процедуры награждения) провести в формате интернета. И, как говорится, нет худа без добра… Благодаря сайту www.whitemask.ru, где выкладывались работы всех участников, фестиваль собрал многотысячную аудиторию, которая к тому же имела право и возможность высказывать свое мнение с помощью комментариев. При этом актеры и зрители не тратились ни на переезды, ни на билеты и пр. Конечно, были и существенные потери — экранное впечатление с тем, которое возникает, когда смотришь спектакли из зрительного зала, несравнимо. Зато в результате на сайте из сотен разрозненных «паззлов» сложилась интереснейшая «картинка», которая позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, сегодня приверженцев пантомимы
по-прежнему много. На фестиваль
было подано более ста заявок (это
несколько сотен участников). А ведь после
распада системы любительских самодеятельных
коллективов, которые начиная
с
И это во-вторых. Ряды мимов все чаще пополняются актерами драматических театров. Так, среди победителей этого необычного фестиваля оказался спектакль с симптоматичным названием «Без слов» Новосибирского театра «Красный факел», а спектакль петрозаводского театра «Творческие мастерские» «Ultima cafe» отмечен в номинации «Лучший дебют» (его исполнителями стали недавние выпускники драматической студии, которая существует при этом театре).
Не менее активно, чем драматические актеры, территорию пантомимы осваивают «кукольники». Причем на «Белой маске» они отличились как раз в тех формах, которые считались наиболее характерными для мимов-любителей, т. е. в небольших номерах. Сами же мимы-любители, став профессионалами, год от года все сильнее погрязают в болоте эстрады уровня «Аншлага». И в этом не только их вина. Ведь до сих пор во всех официальных документах мимы обозначены только как исполнители «оригинального жанра». Другой возможности реализовать себя государство им не предоставило, вот они и деградируют потихонечку (разумеется, никаких наград они не получили).
В-третьих, глядя на список победителей «Белой маски», невольно обращаешь внимание и на то, что большинство из них — «не граждане России». Тамила Петрощук, показавшая моноспектакль «Клоунесса», живет и работает в Киеве. Спектакль «Пергамент» — творение ереванских мимов. Роман Хемингуэя «Прощай, оружие!» переведен на язык пантомимы театром «Академия Руху» (г. Кривой Рог).
Питерские мимы тоже стали лауреатами, но… Режим интернет-фестиваля позволил жюри включить в число конкурсантов спектакль «Личная жизнь» (ансамбль «Terra mobile»), который был создан много лет назад и, к счастью, сохранился в видеозаписи. Из нынешних же наших мимов отличился только «Театр, им. Которого нельзя называть…», показав спектакль «ФокуS». А ведь еще совсем недавно именно наш город был лидером пантомимического движения…
Геннадий Михайлович Абрамов, член жюри фестиваля «Белая маска», считает, что не только российские мимы утратили былое величие, но и в принципе наши отечественные актеры не отличаются должной пластической подготовкой, ибо у них, как правило, отсутствует представление о том, что такое пластический образ. Двигаются по сцене бойко, но о том, что необходимо мыслить пластически, даже не догадываются. Между тем Геннадий Михайлович полностью разделяет убеждение инициатора этого фестиваля Валерия Шевченко в том, что фестиваль такой необходим. Ведь он отчасти выполняет и функцию современной пластической школы, которая у нас все еще никак не сформируется. И когда молодой человек задает вопрос, куда можно пойти поучиться пантомиме, что мы можем ему сегодня ответить? Пока только дать адрес сайта фестиваля «Белая маска».
Комментарии (0)