

В конце прошедшего сезона в Пермском театре оперы и балета произошли серьезные изменения. На пост художественного руководителя театра был назначен известный дирижер Теодор Курентзис. Не менее известный оперный режиссер Георгий Исаакян, двадцать лет успешно руководивший театром, вернулся в Москву, где получил место худрука Центрального детского музыкального театра им. Н. И. Сац.
Поскольку вместе с Курентзисом в состав театра вошел его оркестр «MusiсAeterna» и хор, возникла весьма необычная ситуация — два творческих коллектива в одном «сосуде». В начале нового сезона команда Курентзиса показала премьеру оперы Моцарта «Cosi fan tutte», прошедшую с колоссальным успехом. А вслед за ней балетная труппа порадовала зрителей капитальным возобновлением «Бахчисарайского фонтана». О ситуации в театре рассказал исполнительный директор Анатолий Пичкалев.
— Сегодня в пермском оперном театре, как и во многих по всей стране, условно говоря, «двоевластие». Теодор Курентзис — художественный руководитель, я — финансовый. На мне — решение хозяйственных вопросов: строительство второй сцены театра, административная система, билеты и так далее.
С приходом новых людей изменилась структура работы театра, что вызвало тревогу и недовольство в коллективе. Было даже что-то вроде забастовки. Главная причина недовольства — значительная разница в зарплатах команды Курентзиса и музыкантов Большого оркестра и хора. Это, конечно, несправедливо, поэтому мы используем любую возможность, чтобы увеличить оклады пермяков, не снижая зарплаты артистов MusicAeterna. И, могу сказать, мы уже заметно продвинулись в этом направлении.
Что касается других рабочих моментов, в этом году мы увеличили оркестровую яму — убрали просцениум (другие варианты исключала конструкция фундамента), который нависал над ямой. Сцена по метражу осталась прежней, хотя артистам балета психологически стало несколько сложнее — теперь они танцуют прямо над оркестровой ямой. Но, как говорится, игра стоила свеч. Главное преимущество — превосходное качество музыки, которое уже оценили зрители.
На самом деле наличие двух оркестров и двух хоров увеличивает творческие возможности театра. В частности, в афише появилось больше симфонических концертов, в том числе камерных. Сейчас мы экспериментируем — пробуем соединить принципы академического репертуарного театра с системой staggione, суть которой в представлении спектаклей блоками. Как это получится, будут ли полные сборы, сейчас пока трудно сказать. Время покажет.
Планы у нас огромные, проектов масса. Городу очень
недостает консерватории, и министерство культуры
Пермского края сейчас активно занимается поиском
решения этой проблемы. Мы мечтаем достроить дом
для артистов театра. А главное — провести, наконец,
реконструкцию театра, удвоив его размеры. Исторический
корпус со сценой будет сохранен, а позади (на
территории сквера) планируется вплотную пристроить
вторую сцену больших размеров со зрительным залом
на 1000 мест (сейчас у нас 843). Проектную работу финансирует
компания «Лукойл». Дальнейшее зависит от
губернатора Пермского края и городской администрации.
Если все получится, как задумано, в ноябре
Сейчас я этим живу. Дом для артистов и реконструкция театра — цель моей жизни. Пост директора я занимаю во второй раз. Прежде отвечал и за менеджмент, и за творчество. Теперь работать стало легче, я — «управдом театра», что правильно. У меня нет музыкального образования, и прикидываться «профи» я не собираюсь. Для творчества есть специалисты. А моя задача — создать условия для творческих людей, обеспечить их зарплатами, организовать гастроли, да, наконец, просто гарантировать тепло в театре. Ведь это мой второй дом, я знаю всех, сотрудники знают меня. Не сочтите за нескромность, но когда при моем втором «пришествии» меня представили как директора, люди аплодировали. Это приятно, но и ко многому обязывает. Буду делать все возможное и невозможное, чтобы их надежды оправдались.
Октябрь 2011 г.
Комментарии (0)