Фестиваль «Театр XXI века» ставил перед собой задачу выловить из молодежного театрального течения невиданные «экземпляры». Поэтому отбор по критериям: созданное молодыми и особенное — предопределил пестроту общей картины. Необычность формы, подхода, выбора материала, метода работы — ценно было все, что хоть чуть-чуть отклонялось от вектора, заданного школой.
Закрывали фестиваль три спектакля.
В «Отделе Желаний» эксперимент по изготовлению «живого кино» провели студенты кафедры сценографии Эстонской академии искусств. В центре зала стоял длинный стол с бумажными куклами, моделями домов, машин, фонариками, микрофонами. Вокруг него люди в белых халатах что-то рассматривали, подсвечивали, прилаживали, снимали на камеру. И тут же в он-лайн режиме на большом экране появлялся фильм. «Отдел Желаний» из набора киноклише выстраивал истории четырех разных людей. Герои, обученные кино и телевидением мечтать о приключениях только с красотками и лихими погонями, видеть во сне кошмары обязательно с монстрами и темными закоулками, жили по много раз игранным сценариям. Ребята-сценографы демонстрировали, как с помощью подручных средств штампуются кинообманки, формирующие наше сознание. Театральная площадка была необходима для показательного исследования человеческих желаний. В интимный диалог между экраном и зрителем вторгалось театральное «здесь и сейчас», разрушающее киноиллюзию. В остальном «театрального» в спектакле было мало.
«Плутни Скапена» (работа молодого режиссера Владимира Смирнова, Мастерская С. В. Женовача, Российский университет театрального искусства — ГИТИС), наоборот, были лишены всех нетеатральных примесей. Условия «бедного театра мастерской» — черные стены и минимум декораций — традиционно выигрышная обстановка для актерского спектакля. Около часа шесть разгневанных мужчин в этом пространстве вели диалог, недопонимали друг друга, нервничали, выясняли отношения. Режиссер «разложил» первые сцены на мальчиков курса и создал историю, в которой ответом на вопрос «кой черт начал всю эту заваруху» была милая девушка-виденье, «летавшая» по сцене с гимнастическим обручем. «Плутни» — пока только зарисовка к будущей большой работе, пьесу предполагается разрабатывать дальше.
Моноспектакль «And12» студента Театральной академии Мальме Лундского университета (Швеция) Маттиаса Мальмгрена в первые секунды напоминал пантомиму «Статуя» знаменитого французского иллюзиониста и мима Жерома Мюра. Человек пробуждался вместе со своим Эго, куклой одинакового с ним роста. Лицо куклы — копия лица актера, голос — один на двоих. Мальмгрен не использовал выразительных декораций или костюмов — играл в пустом черном пространстве, одетый в холщовую рубаху и брюки. Тема спектакля — постоянная борьба Человека с собственным Эго. Оставшись наедине с собой, он рассуждает о свободе личности, о выборе, о соблазнах, но эти разговоры только возвеличивают Эго. Человек пытается подавить его всеми силами, пока не осознает — для того, чтобы обрести настоящую свободу, он должен перестать ненавидеть собственное воплощение, принять и полюбить его. Постановка Мальмгрена не статична, на каждом представлении автор меняет ее структуру, включает новые музыкальные и голосовые записи.
Спектакли были разные, и пускай некоторые были созданы не без участия педагогов, а некоторые выглядели вполне традиционными, приятно было увидеть уже то, что театр в XXI веке не собирается быть однообразным. Поиск идет.
Октябрь 2011 г.
Комментарии (0)