Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

МИНИФЕСТ

С 14 по 19 октября в Ростове-на-Дону проходил XI Международный фестиваль театров для детей и молодежи «Минифест». Родился он в далеком 1989-м по инициативе режиссера и худрука ростовского Молодежного театра Владимира Чигишева. Чигишев вот уже шесть лет руководит ТЮЗом в Казани, а его дело продолжается усилиями многих людей. Недавно назначенный на должность директора Павел Вагнер при поддержке ростовских и областных властей и активной работе многолетнего координатора фестиваля актрисы Ольги Калашниковой собрал под крышей Молодежного театра коллективы из Австрии, Польши, Дании, Израиля, Франции, России. Критик и театральный деятель Олег Лоевский, стоявший у истоков фестиваля, утверждает, что именно сюда, в Ростов, в том 1989 году на волне перестройки впервые приехали иностранные театральные коллективы. Проверять не будем, поверим. Значение и уровень «Минифеста» были отмечены проведением в Ростове в 1996 году Генеральной Ассамблеи и Всемирного Конгресса АССИТЕЖ.

Что интересного происходило нынче под сенью расписных крыльев красочной бабочки-клоуна — эмблемы фестиваля? Сначала об иностранцах. Любимцами публики стали два артиста из театра The Telling Theatre (Копенгаген, Дания), разыгравшие многонаселенную англосаксонскую эпическую поэму «Беофульф». Действие, если кто не помнит, происходит в Скандинавии до переселения англов в Британию, по эстетике — привет «Властелину колец». Фантазия и юмор, острая пластика и выразительная мимика при практически полном отсутствии декораций и минимуме реквизита обрушили языковой барьер (спектакль шел на английском) с первых же сцен. Уверена, что Тролль, продирающийся через заросли и хлюпающий-хрюкающий всеми частями тела, останется в памяти зрителей навсегда. Любопытна была попытка театральной компания «Рев стрекозы» (Нантер, Франция) сыграть поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах». Было стильно, темпераментно, увлеченно. Изюминкой постановки стала актриса, исполняющая практически треть поэмы на русском языке под живую музыку (гитара, флейта, перкуссия) в стиле французского шансона. «Театр Фигур» (Краков, Польша) показал занимательное «рукотворное» пластическое шоу «Художественные ремесла» (принцип нам хорошо известен по работе питерского театра пластики рук «Hand Made»).

Подростково-молодежная публика с восторгом приняла молодых статных мурманских юношей в спектакле «Одиссея» (совместный проект французской компании Alexandra En Possee и мурманской танц-группы Gust Life), которые освоили французскую хореографию в стиле хип-хоп и рассказали историю племени странников-викингов, скитающихся среди льдов в поисках смысла жизни. Убедилась, что не случайно этот проект был номинантом «Золотой маски».

Российскую часть программы представлял театр «Малый» (Великий Новгород), показавший «97 с половиной шагов по дороге, которая летит над спиной спящего в океане дракона» — орнаментальную зарисовку по японским мифам и впечатлениям от путешествия по этой чудо-стране. Хорош был актер Алексей Блохин в спектакле РАМТа «Лифтоненавистник» по пьесе шведского писателя Бенгта Альфорса в постановке ученицы Алексея Бородина Галины Зальцман. История об одиночестве «маленького человека в большом городе», который разговаривает с лифтом, любит экранную Грейс Келли и общается через дверь с приносящими почту от имени собаки, сделана точно и подробно, средствами добротного психологического театра.

Хозяева фестиваля показали премьеру спектакля «Игрушки» по пьесе Антона Маркова в постановке петербурженки Натальи Леоновой. Спектакль только-только «встает на крыло», но уже понятно, что он тот редкий случай в нынешнем детском театре, когда вещь можно рекомендовать «для семейного просмотра». Автор сочинил историю про забытые на антресолях детские игрушки — артисты играют Куклу Леночку, Зайку, Олененка, Медведя, Обезьяну и прочие «детские радости». Ясное дело, между героями антресолей возникают притяжения, споры, романы, игры, недоразумения и даже предательства. И в какой-то момент мы начинаем воспринимать их как людей — одиноких, мечтающих о том, чтобы о них вспомнили, чтобы они снова понадобились, чтобы за ними пришли. Тема легендарного спектакля Юрия Бутусова «В ожидании Годо», где никакой Годо был, в общем-то, не нужен, а нужны были друг другу изо всех сил сами герои, всплыла в моей театроведческой голове мгновенно. Наталья Леонова умеет выращивать роли с артистами, и в Ростове она это подтвердила в полной мере.

В программе были и необязательные, скромных художественных достоинств вещицы. Но главное — фестиваль жив. А к хорошему делу, есть надежда, будет в дальнейшем подтягиваться и содержание.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.