Анатолий Праудин поставил изящный спектакль, где так же, как в спектаклях праудинской Экспериментальной сцены, на глазах детей создается и разрушается, мастерится из бумаги и рвется театральный мир.
Но ведь «Привет, Рэй!» — больше чем спектакль, это не столько эстетическое, сколько этическое послание, и вопросы к этому спектаклю — этические.
«Привет, Рэй!» — это значит, что СамАрт должен завтра сесть в автомобиль и поехать со спектаклем по плохим российским дорогам к детям, которые ждут двух клоунесс с зонтиком и на глазах которых построится и порвется мир. Если не сесть в автомобиль и не поехать — это будет уже «Прощай, Рэй!», как предлагает одна из исполнительниц в финале, потому что если не ехать — это будет спекуляция на памяти Рэя, на его сюжетах и делах. Надеюсь, что в Самарской губернии много плохих дорог, и желаю театру счастья в поездках по селам и деревням, где их ждут дети!
Есть и еще один большой вопрос для маленькой компании. Его задал на обсуждении спектакля Л. Закс. По сюжету птица, понявшая, что ее дитя, посаженное людьми в клетку, лишено способности летать и петь (в клетке она и выкормила птенца хорошими зернами), приносит ребенку отравленное зернышко и убивает его. Не умеешь петь — не живи!
Но оппозицию свободы — несвободы, мысль о бессмысленности безгласной жизни в клетке осознает взрослый, а ребенок видит, как мама отравила сыночка. За что? За то, что покалечен с младенчества? Что неполноценен? Что церебральный больной?.. Повисает серьезный вопрос, я бы сказала, экзистенциального свойства: птица — мать-героиня или убийца? И сможет ли она петь, убив?
Не знаю, как отвечал на этот вопрос Рэй, кативший по дорогам.
Надеюсь, что на него найдут ответ самарские артисты, отправляясь в глубинку или к нездоровым детям…
Октябрь 2011 г.
Комментарии (0)