Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

О ЗАМЫСЛЕ СПЕКТАКЛЯ

Это замечательная пьеса. Одна из лучших и самых загадочных. Именно здесь появился новый, еще по жизни почти неизвестный, шокирующий персонаж (Гедда Габлер), Ибсеном поразительно предвиденный. Персонаж этот готов к самосожжению и одновременно к сжиганию всего вокруг только для того, чтоб утвердить свое исключительное «я». Что это за явление?

Все гениальное со временем, а иногда и очень скоро превращается в общее место. Мальчик катит на проволоке колесо, вообще не задумываясь, что это гениальное изобретение. Гениальное поэтическое открытие — рифму «морозы—розы» еще Пушкин обсмеял как невозможную пошлость. Быть революционером или хотя бы диссидентом, бороться со старым за новое — сегодня это выглядит до такой степени глупо, что даже пошло. Общее место сегодня — жить абсолютно лояльно, спокойно и прагматично, причем это настолько общеосознанно и принято, что начинаешь задыхаться и блевать. Казалось бы: почему нет? Хватит всяких революционных взрывов, надежд на преобразования! Ведь мы действительно во всем разочаровались и, живя в вязком болоте, в теплой уютной зловонной тине (чтоб не сказать грубее), очень довольны собой и своей жизнью. Кто высовывается, выглядит маргиналом. Глупо здоровому человеку 31 числа выходить на площадь — все знают, что их побьют, и они сами это знают. Не то что кому-то там они кажутся смешными. Они и действительно сегодня смешны! Но что же делать? Как же иначе не встать в один ряд с остальным послушным поголовьем? Такое время.

У нас понимают слово «пошлость» как непристойность, мат, сальный анекдот. На самом деле пошлость — это и есть общее место. Поверхностное, не по существу общение есть пошлое общение.

Как же быть: не превратиться в общее место, а с другой стороны, участвовать в процессе продолжения жизни? Есть люди, которые очень резко осознают это трагическое противоречие. Каждый человек хочет чувствовать себя отдельным. Я — не вы, вы — не я. Каждый хочет проживать отдельную жизнь, надеется оставить какую-то собственную царапинку в вечности. «Я тот, кто выпил больше водки». Или «насчитал больше баб в своей биографии». Или «поставил гениальный спектакль». Или «я тот, который похоронен с правой стороны у забора, вот именно тот самый…» — неважно. «Я тот, который!» Каждый хочет — но есть люди, просто обуреваемые, одолеваемые, больные этим. Ведь все мы — и гении, и цари, и самые простые, ничем не примечательные люди — ляжем (тут ничего не поделаешь), так сказать, в общее место. «Что?! Я никогда не смешаюсь с остальными!» Ничего, смешаешься. Отсюда у людей, не согласных признать предначертанную всем дорогу, и возникает несогласие с моралью, законом, традицией, возникает война с самой природой и даже богоборчество.

«Я женщина — значит, я должна хотеть мужчину до самозабвения? Выйти замуж, рожать? И что, я, как всякая баба, полюблю этого ребенка, буду сюсюкаться с ним, и мне будет казаться, что его подгузники пахнут замечательно, лучше, чем у других? Кто мне это велел? Природа? А не хочет ли она пойти на три буквы? Почему я обязана продолжать эту цепь пошлости? Нет, я ее прерву!»

Нередко эти люди своей энергией сопротивления, протеста двигают историю, делают колоссальные открытия, изобретают колеса. Но одновременно они очень опасны. Во-первых, если каждый пойдет за Геддой Габлер, род человеческий просто прекратится. Во-вторых, кровопролитие начинается с того, что кто-то настаивает на своей исключительности: человеческой, социальной, национальной, религиозной. Нет, я есть, я отличаюсь — и вы услышите, что я есть! Я буду резать, убивать или сжигать дворянские усадьбы, но докажу! Как товарищ Раскольников говорил, тварь ли я дрожащая или право имею? Достоевский — первый, кто услышал эти вещи.

Честно говоря, он только про это и писал. И Ибсен в то же самое время это услышал. И Фрейд, и Ницше. Мы знаем, к чему привело это красивое романтическое желание не быть травой, плесенью, выйти из ряда. Отдельный человек, потом отдельная нация — арийская, ну а там недалеко и до печей… Это, повторю, трагическая дилемма — быть общим местом, продолжать жить и создавать себе подобных, интересоваться маленькими вещами, чтобы было тепло, уютно, — или не принимать ничего этого и с этим не смиряться.

Гедда не хочет участвовать во всех этих смешных потугах. Но это значит — не быть живой. И поэтому ей не жить. И поэтому она неприемлема не только для своего окружения, но и для зрительного зала. Ее муж, смешной, наивный, трогательный, не замечает, что, если женщина пополнела, она, возможно, беременна, если она с ним спала. Но простыми радостями простых людей живут и зрители тоже — как же принять девчонку, которая ведет себя с людьми, замечательно к ней относящимися, как монстр и даже совершает преступление?

Сегодня все помолодело. В связи с изменившимися социальными обстоятельствами очень молодые люди, 15-ти, а то и 13-летние уже совершают оголтелые поступки. Они стремятся вырваться из окружающей их обыденности. Человек с душой и, может, даже с талантом задыхается в своих (в наших!) обстоятельствах. А как сегодня обозначить, что я вообще «есмь»? И вот пьют, насилуют в подворотнях, приставив нож к горлу, фанатскими бандами нападают друг на друга, режут инородцев, нужно ли перечислять это «и т. д.»? Всегда были те, кто готов даже преступление совершить, только бы выделиться, увидеть свою фамилию напечатанной. Но сейчас все упростилось — существует только тот, кто мелькает по телевизору, кто попал на «Фабрику звезд», в «Дом-2». Идет борьба за более простые, даже примитивные вещи — но смертельная и смертоубийственная борьба. Ни у меня, ни у вас, ни у того, кто на 10 лет моложе вас, нет такой энергии стремления вырваться, обозначить себя так оголтело, как это делают 15-летние. Гедда, конечно, не современная провинциалка, желающая «протыриться». Ее противник — предопределенность, сама природа и, если хотите, Бог. Но оголтелость и нетерпение в ней, конечно, сугубо молодежные, сегодняшние.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.