

В НОМЕРЕ:
«ВИШНЕВЫЙ САД» ВО МХАТЕ

С «Вишневым садом» хорошо бы сделать паузу. Пьесе исполнилось 100 лет. Все смыслы, все жизни ХХ века, свершив через нее свой ход, угасли, оставив только «музыку сфер», которую мы слышим каждый раз как некую, никогда не воплотившуюся до конца, возможность театра.
«СКРИПКА РОТШИЛЬДА» В МОСКОВСКОМ ТЮЗЕ

Судорога сознания, не желающего мириться с тем, что жизнь лишена смысла, проходит по всему спектаклю Гинкаса и причиняет зрителям почти физическую боль.
«КОПЕНГАГЕН» В БДТ

Отечественный зритель, как никакой другой, подготовлен к пониманию этого спектакля, поскольку для нас «Копенгаген» — это развернутая версия одного из эпизодов «Семнадцати мгновений весны».
БЕГУЩИЕ СТРАННИКИ «БАЛТИЙСКОГО ДОМА»
Клим — Крамер — Праудин: так и вижу их лица, вставленные неизвестным фотографом из Александровского парка в картину Васнецова «Три богатыря». Стоят в доспехах и латах. Смотрят в культурную даль. Балтдом, сезон 2003/2004 г.
НОВЫЕ РЕЖИССЕРЫ — КТО ОНИ?

Пройдут годы, кто-то из них станет режиссером, кто-то сойдет с дистанции. Но мы решили сегодня, после выпуска, спросить их — каким представляют они свой идеальный театр (темы, драматургия, методология). Хотелось манифестов, деклараций.
Т. МОСКВИНА О СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО
Я пишу вам не как критик — да и права такого не имею, поскольку ушла, не досмотрев спектакля. Я делюсь с вами чувством глубокого отвращения к искусству, которое берется за национальные темы, будучи беспамятным и бесчувственным к национальной эстетике.
ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ ЧЕРНЯКОВЫМ
Есть некая твоя, облюбованная предметная среда, и она — твой язык, твой алфавит, только через нее ты можешь рассказывать какие-то вещи.
«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ

Более ста пятидесяти лет шел «Сусанин» как костюмный исторический спектакль, масштабный и торжественный, с заключительным прославлением России у стен Кремля всем честным народом. Невозможно было себе представить, что этот фундамент русской классики может дать трещину под напором нового мышления — общественного и театрального...
ВЕСЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Прошедший сезон в Большом театре ознаменовался новыми амбициозными постановками с привлечением самых громких и авторитетных режиссерских имен. Някрошюс, Стуруа, Замбелло и Конвичный отметились в опере; Ратманский, Поклитару и Посохов — в балете.

Учрежден
6 июля 1992 года
УЧРЕДИТЕЛИ
АНО «Петербургский
театральный журнал»
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
Межсоюзное творческое объединение «Бродячая собака»
ИЗДАТЕЛЬ
АНО «Петербургский театральный журнал»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Марина Дмитревская
ЗАМ. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕДАКТОР
Елена Миненко
РЕДАКЦИЯ
Карина Бржезинская,
Елена Строгалева,
Мария Смирнова-Несвицкая,
Елена Третьякова,
Евгения Тропп,
Арина Шепелева
ответственный секретарь
Алла Самохина,
макет,
обработка иллюстраций
Константин Кузьминский
бухгалтер
Ольга Кирсанова
администраторы
Антон Александров,
Мария Татаркина
АДРЕС РЕДАКЦИИ
191028, Санкт-Петербург,
ул. Моховая, 30, подвал
тел./факс 8 (812) 579-67-73
ИНТЕРНЕТ
ptj.spb.ru
ptjournal@mail.ru, peteazhur@mail.ru
При перепечатке
ссылка на
«Петербургский театральный журнал» обязательна
Рукописи не рецензируются
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС78-9097Р от 6 июля 1992 г.
ISSN 0869-8198
Цена свободная
© «Петербургский театральный журнал»
№ 3 [37] 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Марина Дмитревская
К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
-
Адольф Шапиро
О ЗАМЫСЛЕ
«Вишневый сад» А. Шапиро в МХАТе им. Чехова -
Марина Дмитревская
ЖИЗНЬ-ТО ПРОШЛА, СЛОВНО И НЕ ЖИЛ…
«Вишневый сад» А. Шапиро в МХАТе им. Чехова -
Татьяна Москвина
СТО ЛЕТ БЕЗ АВТОРА
«Вишневый сад» А. Шапиро в МХАТе им. Чехова -
Кама Гинкас
О ЗАМЫСЛЕ
«Скрипка Ротшильда» К. Гинкаса в Московском ТЮЗе -
Марина Тимашева
РАЗ ТЫ ЧЕЛОВЕК, ТО ТЫ ЕСТЬ ИСПЫТАТЕЛЬ БОЛИ
«Скрипка Ротшильда» К. Гинкаса в Московском ТЮЗе -
Татьяна Жаковская
КУДА ХРОМЫЕ ВНИДУТ ПЕРВЫМИ…
«Трехгрошовая опера» в Эдинбурге -
Григорий Заславский
ЖЕНСКИЕ ИСТОРИИ
«Три высокие женщины» С. Голомазова в Театре им. Маяковского -
Марина Дмитревская
ГЕНИЙ, МЕСТО И ВООБЩЕ
Премьеры Омской драмы -
Гюляра Садых-заде
РИЖСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ—2004 -
Наталия Зозулина
ТРИУМФАЛЬНОЕ ЛЕТО ДЖОНА НОЙМАЙЕРА - ИТОГИ СЕЗОНА 2003/2004
-
Марина Дмитревская
ППП, ИЛИ КОГДА ОТКРОЕТСЯ СУПЕРМАРКЕТ? -
Евгения Тропп
ВСЮДУ ЖИЗНЬ -
Николай Песочинский
ПРОБЛЕМЫ СЕЗОНА -
Елена Третьякова
ОПЕРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ — 2004 -
Арина Шепелёва
КУКОЛЬНЫЙ ФОРМАТ - ПРЕМЬЕРЫ 2003-2004
- ИТОГИ СЕЗОНА 2003/2004 ГЛАЗАМИ АВТОРОВ «ПТЖ» И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРЕССЫ
- ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
-
Ольга Скорочкина
БЕГУЩИЕ СТРАННИКИ «БАЛТИЙСКОГО ДОМА» -
Виктория Аминова
ЧТО МЕРЕЩИТСЯ В ЗЕРКАЛАХ
«Поющие призраки» А. Праудина в «Балтийском доме» -
Эдуард Тропп
КОПЕНГАГЕНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
«Копенгаген» Т. Чхеидзе в АБДТ им. Г. Товстоногова. -
Андрей Кириллов
АНГАЖЕМЕНТЫ, АНГАЖЕМЕНТЫ
«Ангажемент» А. Галибина в Александринском театре -
Александр Галибин
О ЗАМЫСЛЕ
«Ангажемент» А. Галибина в Александринском театре -
Марина Дмитревская
ЗАРАСТАЕТ БУРОЙ ТИНОЙ ГЛАДЬ СТАРИННОГО ПРУДА…
«Ангажемент» А. Галибина в Александринском театре -
Ольга Скорочкина
ПЕЩЕРА ВОЛШЕБНИКА
Театр Комедии им. Н. П. Акимова -
Екатерина Гороховская, Елена Вольгуст
«КРАКАТУК»
«Кракатук» А. Могучего в Цирке на Фонтанке -
Вера Бирон
МАЛЬЧИКИ У ХРИСТА НА ЕЛКЕ
«Записки из Мертвого дома» в музее Ф. М. Достоевского -
Сергей Бызгу
СЕРГЕЙ БЫЗГУ О СПЕКТАКЛЕ
«Записки из Мертвого дома» в музее Ф. М. Достоевского -
Татьяна Джурова
КОСМОГОНИЯ. СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР -
Татьяна Королева
О ЯВЛЕНИЯХ И СУЩЕСТВОВАНИЯХ
О театре «Особняк» -
Евгения Зорина, Надежда Стоева
СЕЗОН ОКОНЧЕН. ЧТО ЗАВТРА? ГОВОРЯТ МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ -
Елена Третьякова
ЧТО БУДЕМ СОХРАНЯТЬ?
«Жизнь за царя» Д. Чернякова в Мариинском театре -
Анна Некрылова
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ «СНЕГУРОЧКИ»
«Снегурочка» А. Галибина в Мариинском театре -
Елена Третьякова
ГОРОД МЕЧТЫ
«Снегурочка» А. Галибина в Мариинском театре -
Роман Рудица
«СНЕГУРОЧКА» В МАРИИНСКОЙ ОПЕРЕ
«Снегурочка» А. Галибина в Мариинском театре -
Гюляра Садых-заде
ВЕСЕННИЕ ПРЕМЬЕРЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
«Огненный ангел» Ф. Замбелло и «Летучий Голландец» П. Конвичного в Большом театре - НОРА
-
Мария Колганова
ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ
«После дождичка...» в Йошкар-Оле - ФЕСТИВАЛИ
-
Марина Дмитревская
ФЕСТИВАЛЕЙ—МАССА. ЕСТЬ—ЖИЗНЬ, А ЕСТЬ ГРИМАСЫ -
Елена Третьякова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НА ТЕАТРАЛЬНОМ ПОЛЕ -
Арина Шепелёва
О ПОЛЬЗЕ ПРАЗДНЫХ БЕЗУМЦЕВ -
Елена Борисова, Мария Долматова
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОСТРОВ -
Евгения Тропп
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ (ПРОСТО ЛЕКЦИЯ)
О фестивалях «Арлекин» и «Радуга» - ЛИЦОМ К ЛИЦУ
-
Марина Дмитревская
ДВОЙНОЕ ПОСТОЯНСТВО ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА
Беседу с Дмитрием Черняковым ведет Марина Дмитревская - ПОЧТА ДУХОВ
- К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ - 2
-
Татьяна Москвина
ПИСЬМО МАРИНЕ О СУЩНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО -
Марина Дмитревская
ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ - ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
-
Галина Титова
МЕЙЕРХОЛЬД И КОМИССАРЖЕВСКАЯ:
МОДЕРН НА ПУТИ К УСЛОВНОМУ ТЕАТРУ
Статья четвертая. Основной инстинкт - ПАМЯТИ
- ПАМЯТИ ЗИНОВИЯ ЯКОВЛЕВИЧА КОРОГОДСКОГО
-
Марина Дмитревская, Юрий Барбой, Ольга Скорочкина
ПАМЯТИ ВИКТОРА ЯКОВЛЕВИЧА КАЛИША - ХРОНИКА
-
Елена Фомина
ФЕСТИВАЛЬ БЕЗ ОТКРОВЕНИЙ -
Людмила Филатова
«НЕ ВДОХНОВЛЯЮСЬ, НЕ СТРЕМЛЮСЬ, НЕ ТРЕПЕЩУ...» -
Евгения Зорина, Надежда Стоева
ДИАЛОГИ С ШЕКСПИРОМ -
Евгения Тропп
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ -
Мария Смирнова-Несвицкая
«ГОЛЕМ—ТЕАТР» -
Карина Бржезинская
НЕОБЫЧНЫЙ БЕНЕФИС -
Ольга Розанова
ФЕЕРИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА -
Елена Колтунова
ЛИЦЕДЕИ ИЗ ЛИЦЕЯ -
Татьяна Ратобыльская
СОЮЗ ТЕАТРОВ ЕВРОПЫ: ДЛЯ КУЛЬТУРЫ НИ СТАРЫХ, НИ НОВЫХ ГРАНИЦ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
комментарии