Фестивали — дело благое. Это однозначно, как говорит один широко известный политик. Но фестивали, естественно, бывают разные, хотя в музыкальном театре их вообще не так много, как в театре драматическом или кукольном. И внутри музыкального они подразделяются на собственные виды — опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл…
Если говорить коротко, то одни фестивали походят на смотры, другие связаны с конкурсной системой и, соответственно, со всякого рода премиями. И вот тут уже начинаются проблемы, как это происходит тогда, когда есть что делить.
Впрочем, в оперной сфере, например, преобладают «смотровые» формы.
Крупнейший такой фестиваль — «ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ», который насчитывает уже более десяти лет, проводится персонально Мариинским театром и собирает лучшие исполнительские силы собственной труппы и зарубежных звезд. Это и по концепции и по реализации фестиваль-праздник, когда раз в год питерская публика и «гости нашего города» получают возможность увидеть все премьеры сезона да еще в лучших составах, побывать на вокальных вечерах солистов, послушать многочисленные концерты симфонические и камерные и т. д. и т. п. Начинался фестиваль как двухнедельный, теперь он длится от месяца до трех, можно сказать, совпадает с периодом белых ночей, и о необходимости его давно никто не спорит, только ждут с нетерпением, а уж потом получают повод «обменяться» — что получилось, что нет, что было лучшим, а что «не соответствовало уровню». Мариинский театр устраивает своеобразный самоотчет — длительный и с приглашением дополнительных сил. Плюс к этому занимается просветительской деятельностью по городам и весям области (Выборг, Иван-город, Тихвин). Что тут возразить? Есть в этом широком жесте некое оправдание тому, что в течение самого сезона как раз лучшие-то силы «распылены» по гастролям или зарубежным контрактам. Да и самого маэстро Валерия Гергиева можно услышать чаще всего на премьерах и совсем редко в текущем репертуаре. С другой стороны, отсутствие старших и знаменитых стимулирует деятельность молодых и начинающих, потому как тяжесть сезона чем дальше, тем больше выносят на своих плечах академисты. Таким образом, происходит смена поколений в труппе, и рождаются новые звезды.
К фестивалям-смотрам можно отнести и КАЗАНСКИЙ имени Ф. ШАЛЯПИНА, которому уже больше двадцати лет. Его давно любят и всегда ждут. Здесь ставка сделана на вокалистов, выступающих в самом ходовом репертуаре. Это «Кармен», «Травиата», «Борис Годунов» и «Аида», где сменяют друг друга исполнители из самых разных театров — отечественных и зарубежных. Они легко вписываются в спектакли, традиционный вид которых на то и рассчитан. В последние годы устоявшаяся форма фестиваля чуть изменилась в сторону большей театральности. Теперь показывают себя не только исполнители, но и спектакли (вернее, один премьерный и желательно экспериментальный).
«Именные» фестивали-смотры продолжают опять же ШАЛЯПИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В УФЕ, ИМЕНИ МАКСИМА МИХАЙЛОВА В ЧЕБОКСАРАХ, Пушкинский — «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ» в Нижнем Новгороде. Есть еще «СЫКТЫВКАРСКАЯ ВЕСНА» («Сыктывкар-тулыз»), «СИЯНИЕ СЕВЕРА» числится за Якутском… Все они проводятся театрами оперы и балета, дабы привлечь внимание к своему искусству. Недавно вклинился в «оперный ряд» Театр музыкальной комедии из Новосибирска. Здесь состоялся театральный фестиваль новых музыкальных проектов России «ДРУГИЕ БЕРЕГА». Первый за многие годы фестиваль, собравший спектакли «легкого жанра». Это стоит осознать и оценить по достоинству — как факт сам по себе чрезвычайно важный. И ведь состоялся фестиваль вопреки всему. И тому, что с финансированием помог только губернатор области. И тому, что казалось: никто не приедет — даль такая — Новосибирск. А ведь приехали — из Петербурга театр «Рок-опера», из Москвы — «Школа современной пьесы». Приехали, по российским меркам, соседи — Музыкальный театр Кузбасса, Алтайский театр музыкальной комедии, Красноярский театр музыкальной комедии.
И еще казалось, что оперетта и мюзикл в нашем отечестве пребывают в таком глубоком кризисе, что и показать нечего, и говорить на «круглых столах» не о чем. Но и здесь ошибочка вышла. Кризис кризисом, и выдающихся спектаклей фестиваль не предъявил за отсутствием таковых. Но показал спектакли интересные, разные по жанрам, по направлениям поисков. Продемонстрировал, что поиски эти ведутся и дают пищу для размышлений, что пути выхода из кризиса существуют, что пестра, а вовсе не уныло-однообразна картина современной «опереточно-мюзикльной» жизни. И вообще фестиваль заставил понять, что если сидеть, стенать «кризис, кризис» и ничего не делать, то ничего и не будет. А если делать — общаться, знакомиться с новыми сочинениями, смотреть спектакли своих коллег, расширять круг участников общего дела — от композиторов и либреттистов до режиссеров, — то войдет, наконец, в наше сознание мысль, что «легкий жанр» не столь легок и не так плох, как иногда кажется. И что пора ему с периферии общественного сознания перебраться на более достойные рубежи.
Если опять вернуться к опере, то интересную и посвоему универсальную форму предлагает СОБИНОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ в Саратове, который подбирается к своему двадцатилетию. Здесь смешанная форма — и смотр и конкурс. С одной стороны, театр подготавливает премьеры — оперную, балетную и симфоническую, показывает лучшее из наработанного за предыдущие годы, приглашает новых исполнителей (из других театров) в уже идущие спектакли, делает экскурс в не свойственные ему жанры — эстраду, рок-музыку (это может быть концерт Петра Мамонова, «Аукцыона» или Елены Камбуровой), устраивает гастроли какогонибудь коллектива (например, Экспериментальный музыкальный театр из Екатеринбурга привозил «Поворот винта» Бриттена, приезжала труппа Т. Багановой со спектаклями «Кленовый сад» и «Свадебка»).
С другой стороны, на этом фестивале проводится конкурс вокалистов. Даже конкурс конкурсов, ибо в нем принимают участие только дипломанты и лауреаты. Это изюминка фестиваля — он и завершается гала-концертом победителей. Вот такая смешанная форма, которая позволяет завлечь в оперный зал самую разнообразную публику. И еще — совместить удовольствие (или неудовольствие, если спектакль или концерт не удался) с переживаниями по части конкурса, потому как решения жюри просто по определению не бывают стопроцентно справедливыми, способными удовлетворить или примирить самые разные вкусы и представления. Вот тут самое время перейти ко второй категории фестивалей, которые, собственно, и есть соревнование, а значит, отягощены чудным словом «премия» (неважно — денежная она или «статуэточная»). Такие фестивали ныне существуют почти в каждом крупном культурном центре и объединяют под своим крылом театры самых разных видов и жанров. Что-то вроде нашего петербургского «Золотого софита» есть и в Перми, и в Екатеринбурге, в Омске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске и других городах и регионах. Здесь накаляются страсти сначала местного масштаба, а потом все это концентрируется на главном российском фестивале — «ЗОЛОТАЯ МАСКА».
«Маска», которая начиналась как праздник, как стимул для общения в тяжелые годы всеобщего развала и разъединения, превратилась в мероприятие столь престижное и значимое для всех и для каждого, что безоблачное слово «праздник» превратилось в жесткое «борьба». Накал этой борьбы с каждым годом усиливается, и невольно приходит на ум сравнение со спортом, когда поражение или победа приобретают масштабы национального бедствия или ликования. Вспомните недавний чемпионат Европы по футболу… Сначала надо пройти отборочные соревнования и на чемпионат, т. е. на «Маску», попасть. Это само по себе волнующе — год команда, гм, труппа готовилась, показывала неплохую игру, а приехали эксперты — и бац, что-то не заладилось, решили, что другие команды, ой, труппы выглядят крепче. У них-то, судей, тьфу, экспертов, контекст более широкий и больше возможностей сравнивать. Кто в финал не попал, начинает рассуждать: тут судьи гол не засчитали, там штрафной не назначили и вообще отнеслись предвзято. Ситуация на самом деле начинает напоминать судейство уже в другом виде спорта — в фигурном катании: один ставит 9,1, а другой 9,8. Ну нет у них, как и у нас, единых, раз и навсегда узаконенных критериев (еще в спорте с этим проще, а уж в искусстве — сколько людей, столько мнений, и не потому, что все вокруг злостные интриганы, просто люди действительно могут воспринимать художественную материю по-разному — время единомыслия давно закончилось). Те, кто в финал не попал, особенно из команд-театров известных, не находят ничего лучше, как списать все на судей («а судьи кто?» — наиболее распространенное восклицание с разной степенью сарказма). И далее — судьи плохие, непрофессиональные, подкупленные (список определений можно продолжить в зависимости от уровня обыденности сознания — тут уместно вспомнить еще одну распространенную реплику, которая произносится со знанием дела, хитро и зло: «с ними все ясно, все заранее распределено»). Начинаются публичный визг и порка под умным и как бы праведным названием остракизм, в ход идут имена знаменитые и не очень, которых недооценили — как смели?! Именами прикрываются, как щитом, наивно, а может, нагло полагая, что они являются гарантией качества продукции. Не факт. И чемпионы, как известно, могут проигрывать. И все могут ошибаться вместе и порознь — творцы и эксперты. Только не все умеют вести себя достойно и отличать «поражения от побед».
Дальше те же «танцы» продолжаются, но еще с большим драматизмом, а иногда чистым хамством, на самом фестивале по поводу решений жюри — и по вышеизложенной схеме. Возможностью, приехав в Москву, показать свои умения, на других посмотреть, пообщаться, порадоваться чужим успехам пользуются немногие. В основном новички. Или те, кто способен оказаться над схваткой. Или те, кому важно участие, а не результат. Или те, кто занимается искусством, а не «гонкой вооружений» на поле искусства.
Конечно, похвально и естественно стремление к справедливости — на этом держится человечество. И хочется, чтобы оценили по достоинству. Только как оценить, если люди достоинство теряют? И не понимают этого. Не понимают главного — эти потери отражаются на самом искусстве. Погоня за масками, превращенная в самоцель, рикошетом бьет по самим творцам, потому что порождает злобу и комплексы. Начинают путаться средства и цели, изменяется система ценностей. И тогда вспоминается эпиграф к «Ревизору»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Под финал вернемся к аналогиям со спортом. Например, Олимпиады проводятся уже не первое столетие. И на них тоже разыгрываются свои драмы, да еще какие… Но никто не предлагает их отменить только потому, что кто-то проиграл, а кто-то выбыл или не смог участвовать по тем или иным причинам. Получается, что мир спорта более цивилизован, нежели мир искусства, который как бы и есть высшая форма цивилизации?! В античности на Олимпе жили Боги. Они отвечали каждый за свою сферу бытия. Они обладали разными характерами, эти Боги, почти как люди, но чего у них не отнять, так это мудрости…
Июль 2004 г.
Комментарии (0)