Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

«ГОЛЕМ—ТЕАТР»

25 мая в Доме Актера состоялся спектакль «Голого Театра» «Художник Волошенюк и его кухни». Спектаклем, впрочем, назвать это зрелище весьма трудно, скорее, это представление о спектакле, «бесхитростная» игра в спектакль, так дети играют «в доктора» или «дочки-матери», трансформируя свои скром­ные знания о предмете в закон существова­ния. Актеры (в основном непрофессиональ­ные) выходят на сцену, говорят свой текст, ил­люстрируя слова жестами, изображая харак­тер исключительно при помощи штампов: соседка по коммуналке — криклива и в пес­тром халате, художник — беспокоен и лох­мат, поэтесса вычурна и манерна, и т.п. Чувс­твуется, что их основные внутренние уси­лия направлены на то, чтобы не забыть текст и произнести его как можно громче. Однако у «бесхитростной» игры имеется и режиссер (Евтушенко М., она же по совместительству исполнитель роли француза), а также автор пьесы, В. Яременко-Толстой, «ПРЯМОЙ ПОТО­МОК ЛЬВА ТОЛСТОГО, ЖИВОЙ НАСЛЕДНИК ГЕНРИ МИЛЛЕРА». И если предположить, что наивный и даже трогательный примитивизм зрелища, интеллектуальной кульминацией которого становится раздевание догола од­ного из персонажей, — просто такой «неза­тейливый» ход молоденькой режиссерши, стесняющейся показывать неготовый про­дукт, то про пьесу этого не скажешь — пье­са отнюдь не бесхитростна, напротив. Цити­руем пресс-релиз: пьеса рассказывает о рож­дении и становлении московского концепту­ализма и всего (не больше не меньше!) сов­ременного искусства. …В основу пьесы по­ложены подлинные события и факты.

Одним из главных действующих лиц яв­ляется сам автор в достаточно интеллиген­тном исполнении П. Ефимова, и смысловой пафос пьесы сводится к тому, что Яременко­Толстой качал колыбель всего современно­го искусства и без его участия и хлеб не родится, и журнал «А-Я» не издается, и, вероят­нее всего, с Пушкиным он тоже на дружес­кой ноге. Автора не смущает, что все «под­линные события» в действительности про­исходили несколько раньше, чем у него в пьесе, — всего-то на каких-нибудь десять­пятнадцать лет. Пьеса предназначена для профанов и, безусловно, сильно заряжена энергией ревизионизма, явления, русской культуре чрезвычайно близкого. Потому что если нет собственной творческой позитив­ной идеи, а прославиться хочется, то мож­но взять что угодно — выбор большой — и «разрушить до основанья» или выйти «на борьбу». «Голый Театр» и не стесняется де­кларировать художественную программу, основанную на «борьбе». «Голый театр» — цитируем пресс-релиз — это своего рода метафора, (хотя и не только) — лозунг лю­дей, вышедших на борьбу с пошлостью, ту­постью, скукой в современной русской куль­туре и делающих это в сущности «голыми» — без капиталов, связей и т. п.

Но поскольку авторам театра и спектакля кроме капиталов, связей и костюмов явно недостает еще кое-чего — ну хотя бы грамо­ты, обаяния и физической формы (никто же не требует профессионализма или таланта!), а демон разрушения уже оживлен, то и ожи­дать результатов следует соответственных. И название этих результатов сразу просит­ся на ум, скорее всего, это будет уже «Голем­театр».

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.