25 мая в Доме Актера состоялся спектакль «Голого Театра» «Художник Волошенюк и его кухни». Спектаклем, впрочем, назвать это зрелище весьма трудно, скорее, это представление о спектакле, «бесхитростная» игра в спектакль, так дети играют «в доктора» или «дочки-матери», трансформируя свои скромные знания о предмете в закон существования. Актеры (в основном непрофессиональные) выходят на сцену, говорят свой текст, иллюстрируя слова жестами, изображая характер исключительно при помощи штампов: соседка по коммуналке — криклива и в пестром халате, художник — беспокоен и лохмат, поэтесса вычурна и манерна, и т.п. Чувствуется, что их основные внутренние усилия направлены на то, чтобы не забыть текст и произнести его как можно громче. Однако у «бесхитростной» игры имеется и режиссер (Евтушенко М., она же по совместительству исполнитель роли француза), а также автор пьесы, В. Яременко-Толстой, «ПРЯМОЙ ПОТОМОК ЛЬВА ТОЛСТОГО, ЖИВОЙ НАСЛЕДНИК ГЕНРИ МИЛЛЕРА». И если предположить, что наивный и даже трогательный примитивизм зрелища, интеллектуальной кульминацией которого становится раздевание догола одного из персонажей, — просто такой «незатейливый» ход молоденькой режиссерши, стесняющейся показывать неготовый продукт, то про пьесу этого не скажешь — пьеса отнюдь не бесхитростна, напротив. Цитируем пресс-релиз: пьеса рассказывает о рождении и становлении московского концептуализма и всего (не больше не меньше!) современного искусства. …В основу пьесы положены подлинные события и факты.
Одним из главных действующих лиц является сам автор в достаточно интеллигентном исполнении П. Ефимова, и смысловой пафос пьесы сводится к тому, что ЯременкоТолстой качал колыбель всего современного искусства и без его участия и хлеб не родится, и журнал «А-Я» не издается, и, вероятнее всего, с Пушкиным он тоже на дружеской ноге. Автора не смущает, что все «подлинные события» в действительности происходили несколько раньше, чем у него в пьесе, — всего-то на каких-нибудь десятьпятнадцать лет. Пьеса предназначена для профанов и, безусловно, сильно заряжена энергией ревизионизма, явления, русской культуре чрезвычайно близкого. Потому что если нет собственной творческой позитивной идеи, а прославиться хочется, то можно взять что угодно — выбор большой — и «разрушить до основанья» или выйти «на борьбу». «Голый Театр» и не стесняется декларировать художественную программу, основанную на «борьбе». «Голый театр» — цитируем пресс-релиз — это своего рода метафора, (хотя и не только) — лозунг людей, вышедших на борьбу с пошлостью, тупостью, скукой в современной русской культуре и делающих это в сущности «голыми» — без капиталов, связей и т. п.
Но поскольку авторам театра и спектакля кроме капиталов, связей и костюмов явно недостает еще кое-чего — ну хотя бы грамоты, обаяния и физической формы (никто же не требует профессионализма или таланта!), а демон разрушения уже оживлен, то и ожидать результатов следует соответственных. И название этих результатов сразу просится на ум, скорее всего, это будет уже «Големтеатр».
Комментарии (0)