Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

БДТ ИМ. Г. А. ТОВСТОНОГОВА

Очень скучно в этом театре, но это ведь не профессиональный аргумент, смогла бы аргументировать лучше, поставила бы оценку ниже.

Даже после Товстоногова — великой эпохи — в БДТ не закончились для меня события — у Чхеидзе, Праудина. Правда, нет единого стиля, актеры — микс.

Еще недавно была надежда на то, что «эволюционная» политика, о которой говорил Т. Чхеидзе (см. № 47), приведет к революционным (то есть качествен- ным) изменениям. Увы. А с появлением в афише опять (!) имени Н. Пинигина надежды оставляют вовсе. Программы развития театра нет — приходится скорбно это констатировать.

В БДТ по-прежнему есть и замечательные и просто интересные актеры. Но они как-то на особицу живут. Не складываются вместе. Почему Крючкова и Усатова не могут играть в одном спектакле? Или Игнатова с Фрейндлих? Малая сцена работает пока интереснее Большой. Надо бы как-то иначе укомплектовать труппу и больше звать разных режиссеров, может быть.

Разнообразный ландшафт с горными вершинами. Есть спектакли со сложной художественной организацией, достойные марки БДТ, — Чхеидзе, Дитятковского, Праудина. Недооценено высокое художественное качество «Власти тьмы», «Парочки подержанных идеалов». Но рядом многовато случайных постановок и на большой, и на малой сценах.

Сложный период переживает этот знаменитый театр. Вроде бы наметилось какое-то движение к обновлению, изживанию инерции и рутины, но не избавиться от ощущения, что многие режиссерские имена и названия в репертуарной афише оказываются случайно. А еще есть ощущение какой-то внутренней раздробленности, клановости творческой жизни театра. Что, разумеется, не исключает отдельных удач (и постановок, и актерских работ) — но они все именно что отдельные, одинокие какие-то.

Ничего нового не видела и очень жалею, думаю, как всегда — интересно.

Театр застыл в неопределенности. Рядом с талантливыми постановками Т. Чхеидзе по Шиллеру, «Дамой с собачкой» А. Праудина — пошлые и беспомощные спектакли Н. Пинигина. Без громких успехов, но достойно работает Малая сцена (спектакли И. Ларина, И. Стависского по Пушкину). Труппа, несмотря на участие нескольких знаменитостей, стала очень пестрой. Надежда на выпускников Г. Дитятковского.

Чхеидзе — Дитятковский — Праудин: театр живет как-то на редкость углубленно (не видела премьер Малой сцены).

Я люблю этот театр, поэтому мне трудно объективно оценить его состояние. По-моему, нет причин бить тревогу. Труппа сильная. Режиссура — интересная и разная. Считается, что в этом театре скучно — мне не бывает скучно на спектаклях Т. Н. Чхеидзе, Г. И. Дитятковского и А. А. Праудина. Это художественные миры, соприкосновение с которыми интересно. Ругать спектакли Н. Пинигина уже как-то нелепо… Малая сцена в этом сезоне работает неровно, некоторые спектакли кажутся откровенно слабыми. Порадовал первый спектакль курса Дитятковского. Если БДТ чего-то не хватает — это смелых ходов, неожиданных виражей, какого-то совсем нестандартного приглашения (ну, не Жолдака — но кого-нибудь в этом духе!) или выбора материала. Чтобы «вспенить» ровную поверхность, взорвать некую предсказуемость.

Большая сцена — будто застыла; Малая, наоборот, — разброд и шатание… Общее ощущение поиска вслепую. Сильная зависимость от собственного «брэнда» и стереотипных зрительских ожиданий.

«Дон Карлос» лег надгробной плитой и на творчестве Т. Н. Чхеидзе, и на театре в целом. Мало веры в то, что через эту плиту в обозримом будущем пробьется живой росток. Поставил бы двойку, кабы не «Месяц в деревне» Праудина, подающий все-таки признаки жизни.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.