Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ФОРМУЛА ОБМАНА

Р. Леонкавалло. «Паяцы». «Санктъ-Петербургъ Опера».
Дирижер Александр Гойхман, режиссер Юрий Александров,
художник Вячеслав Окунев

Юрию Александрову «Паяцы» Леонкавалло дали возможность вывести формулу интриги, которая звучит примерно так: обман в жизни, умноженный на обман на сцене, — обман в квадрате.

Театр выше жизни. Ничего нового к этой формуле режиссер не добавил, но, как известно, многие формулы возникают из очевидностей, главное вовремя их заметить. Обман в жизни — это отношения главной героини Недды с главным героем Канио, тем, который в знаменитом ариозо «Смейся, паяц!» проливает слезы и, при удачном стечении обстоятельств (если у исполнителя голос в отличной форме плюс вдохновение), вызывает слезы у особо чувствительной части публики. Он поет ариозо, застав «жену» в объятиях любовника. По версии Юрия Александрова Канио соединяет в себе черты мафиозного арт-менеджера (директор или худрук труппы) с манерами суперстар и многоопытного профи. Этот образ с какой-то инфернальной силой и остротой удалось воплотить тенору Виктору Алешкову, одному из лучших артистов театра, хорошо усвоившему законы стиля Александрова. Его Канио — искусный лицедей, способный мастерски манипулировать эмоциями слушателя. Его Канио — циник и латентный садист, и неслучайно в финальной Интермедии он выйдет в маске Пьеро, так страшно похожей на маску смерти из молодежного киносериала «Крик». Недду этот Канио держит как паук муху. Он стареет, она молода и налита жизненным соком, что не может не быть поводом для постоянной тревоги.

В. Калмыков (Канио).
Фото Ю. Алимова

В. Калмыков (Канио). Фото Ю. Алимова

Мы застаем пару в тот момент, когда чаша терпения Недды переполнена — чувства взяли верх над разумом, она влюблена в молодого красавца (Сильвио Юрий Александров сделал артистом той же труппы). Недда (Елена Тихонова) больше не может врать ни себе, ни Канио. При этом большой вопрос, как сложатся отношения с молодым Сильвио (Дмитрий Лавров) после долгих лет привычки лицемерить с Канио? В любовной сцене Недды и Сильвио режиссер показывает, как неестественно, избыточно, пошло, грубо и напоказ, хотя и от всей души, Недда, будто не слишком талантливая актриса, демонстрирует свои чувства. Правда, Сильвио игра в любовь, похоже, нравится…

Обман на сцене — это почти ежедневное лицедейство, от чего морально устают артисты, но публика хочет обманываться, значит, можно играть и дальше. Апология лицедейства для Юрия Александрова — Пролог, в котором он разделяет партию Тонио, главного злодея-провокатора в опере, на троих героев — Тонио, Канио и Сильвио. Они в коллективной исповеди предупреждают, что театр хоть и питается жизненными историями, с легкостью может обмануть в самый неожиданный момент. В линию обмана режиссер вплетает еще и тему бестолковых журналистов, бегающих по пресс-конференциям в поисках нужных и ненужных фактов. Так, в уже упомянутый любовный дуэт вклинится глуповатая восторженная дамочка в очках и с микрофоном, собирая материал для радиопередачи. Недда с Сильвио не упустят возможности слегка поглумиться над ней, бесстыдно обнажая чувства в рассказе о совместной жизни.

Кульминация обмана на сцене, о которой хорошо известно тем, кто знаком с сюжетом «Паяцев», произойдет в Интермедии начала II акта. Художник Вячеслав Окунев создал для этого роскошные ослепительные костюмы в духе комедии дель арте. Канио станет разоблачать Недду, которая, разъярившись, сбросит пышный костюм, оставшись в мини, схватит чемодан и попытается сбежать. Канио сочно воткнет в нее нож. Предписанная трагедия случится. Но Недда внезапно вскочит, а следом за ней и убитый минуту назад Сильвио, они возьмутся за руки с остальными участниками действия и начнут кланяться. Театр обманет жизнь, желая доказать, что способен поменять негатив на позитив. Хотя заключительные аккорды оперы слишком мрачны, чтобы с этим согласиться.

Опера «Паяцы» для Юрия Александрова и его труппы — произведение программное. Солистам есть что и как сказать. Свое удовольствие получает и оркестр, играющий этот детектив не менее увлеченно и азартно, чем солисты, от имени персонажей страстно обманывающие друг друга и слушателей.

Апрель 2010 г.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.